Библиотека форума Ахтубинск.ру

MBashk.jpg
Mary Bashkirceva
( 24.11.1860 года - 31.10.1884 года )
Россия (russia)

Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"

Р.S. Издательство Захаров выпустило две книжки:
Первая - Дневник Башкирцевой
Вторая - Беллетризированная биография.
В конце ХIХ века она ( Башкирцева) была очень популярна у романтической молодёжи. Но меня заинтересовала своими картинами, хотя и дневник интересен.
b140_400.jpg
 
"Похороните меня за плинтусом". Прочитайте обязательно. Я такой пронзительной книги не читала давно.
точно.
Уже несколько лет прошло после прочтения, а пронзительнее и впечатлительнее ничего не попадалось.
Кстати, для справки, автор - Павел Санаев
А я в первый раз только три главы осилила через зевоту и забросила. Пару месяцев назад всё-таки прочитала от и до. Нигде ничего не пронзило :biggrin2: Читается нетрудно, но и не захватывает. Несмотря на мою сентиментальность в отношении фильмов и книг, это произведение не вызвало ровным счетом никаких эмоций. Обычная книга об обычной жизни.
 
Обычная книга об обычной жизни.
Вот мой муж с тобой солидарен. :biggrin2: Читала ему ее вслух, с выражением :biggrin2: - все равно, не проняло. Говорит, птичку мальчика жалко, конечно - и что?
Кстати, Павел Санаев играет в "Чучеле" Васильева.
 
Жалко-то жалко, только думается мне, что такие бабушки (дедушки, мамы, папы) - отнюдь не редкость. И выросших детей, которые всё помнят, но тем не менее любят - тож не мало.
Просто нервные мы нынче все, имхо... Вот и срываемся на самых любимых, на тех, кто вроде как дороже всех вокруг вместе взятых. Любовь - странная штука, рационального в ней мало...
 
А я намедни прочитала пару романов Артура Хейли: сначала "Отель", потом, впечатлившись, "Аэропорт"
Вечеринка "золотой молодежи" закончилась большой бедой... Титулованный иностранец случайно совершил преступление - и ищет возможность уйти от ответа... Дочь миллионера, спасенная из рук насильников, влюбляется в своего спасителя... Нет, это не детектив. Это - повседневная жизнь гигантского, роскошного отеля. Здесь делаются карьеры. Здесь разбиваются сердца. Здесь совершаются сделки и зарабатываются деньги.Здесь просто живут.
На борту самолета прогремел взрыв. Необходима срочная посадка. Аэропорт отрезан от окружающего мира снежной бурей - и посадка практически невозможна. Нет, это не детектив. Это - повседневная жизнь гигантского аэропорта. Своеобразного микромира, в котором люди работают, враждуют, ссорятся, рвутся к успеху. Это - просто один день из жизни аэропорта.
Обе книги очень понравились: производственные романы эти особенно интересны "замкнутостью" места действия, коротким временным промежутком сюжета (всего несколько дней), доскональностью деталей "внутренней кухни" изображаемого предмета и увлекательным изложение механизма ее функционирования. Безошибочное и исчерпывающее знание предмета романа (работы отеля и аэропорта, соответственно) вполне искупает недостаток литературного изящества. Книги об обычных людях, оказавшихся в ситуациях, когда обычные же обстоятельства ваходят из под контроля.
Написано динамично, но не чересчур: от произведения вполне можно оторваться, но забросить книгу желания не возникало.
 
Не так давно открыл для себя "нового" Николая Добронравова. Хорошо известны его творчество 70-80-х, на данные произведения написано очень много песен, которые в последнее время стали активно перепевать современные "звездатые" певички и певцы. Это и "Надежда", и "Нежность", и "Птица счастья" и "Трус не играет в хоккей", и много, много чего другого. С современным творчеством гораздо сложней, на стихи практически не пишется песен (исключением является Юлиан, которого в последнее время тоже крайне редко можно где-либо услышать), да оно и понятно - неформат. Между тем, случайно наткнувшись в книжном магазине на его томик "Светит незнакомая звезда", был удивлён и обрадован.

img0141.jpg

Слова произведений попали в струю, понравились. Прийдя домой, поискал в интернете, но информации по его современному творчеству тоже мало. Кое что можно посмотреть тут.
Выкладываю на ознакомление некоторые произведения из книги. Быть может кому-то тоже прийдётся по душе.

МИСС
Одеваться нынче трудно. А раздеться — пустяки.
Полуголых аксельраток принимают Лужники.

Под удары ритм-машины в пляске лазерных лучей
смесь Вальпургиевой ночи и Египетских ночей...

Новодевичий напротив монастырь. Москва-река.
И лохмотьями России проплывают облака...

Здесь со всей страны огромной на эстраде собрались
мисс Воронеж, мисс Калуга и всех прочих весей мисс.

...Ресторанная межпуха. Иностранные авто.
Подъезжает Фонд культуры в палантинах и манто.

— Ваше место — третье слева. Проходите в первый ряд, -
плечи, бедра и софиты здесь особенно слепят...

Суетится юный зритель, чтоб пробиться на экран.
Спонсор здесь не «Большевичка». Спонсор — лично Сен-Лоран!

Журналист хватает приму: «Мне единственному дашь,
это будет мой коронный, обалденный репортаж!»

Голос авиакомпаний: «Будем девочек возить
по Лас-Вегасам и Ниццам. Будем их... благотворить!»

От восторга у красавиц потекла с ресничек тушь.
И оркестр не «буги-вуги» — грянул наш победный туш!

...Только вдруг средь фей российских, нешекспировских Джульетт
промелькнул на фоне задника — оранжевый жилет.

В королевстве грез и денег — непредвиденный сюжет;
этот весь пропахший потом, в пятнах извести жилет.

Средь костюмов от Диора, средь Одиллий и Одетт
этот мразный, безобразный, перепачканный жилет.

А за ним второй и третий — ни конца, ни счета нет.
Словно нет ни кофт, ни платьев — сплошь оранжевый жилет!

Медсестра. Швея. Актриса. И на всех на них надет
тот единый безразмерный, тот оранжевый жилет.

И студентка, и крестьянка в тот наряд облачены.
В нем — немое отраженье бывшей «солнечной» страны.

— Это что за наважденье? Стыдоба! Галиматья! —
От испуга прихихикнул резвый менеджер Илья.

Кто-то крикнул: «Это нонсенс! Режиссер, гасите свет!» —
Но сияет этот рыжий ослепительный жилет!

Грозный голос из партера: «Завтра будем их судить.
Нарушенье объявленья: «В спецодежде —не входить».

Свет зажгли... Ну, слава Богу! — прежний праздник невредим.
Нет оранжевых жилетов. Все исчезло, аки дым.

...Где, в какой Тмутаракани затерялись их следы, —
на туманных перегонах, на урочищах беды...

Далеко отсюда пресса, шоу-бизнес, свет реклам.
Сапоги да накомарник. Бедность с горем пополам.

Здесь окрест все мелколесье. Мелковата и река.
А душа — она как пропасть. И страшна, и глубока.

Не железная дорога, а судьба — железный путь.
А на небо... а на небо даже некогда взглянуть.

Не найти в стране размытой тех дубрав и переправ,
где Каренину под поезд бросил жалостливый граф.

Мчится злобой опаленный наших дней электровоз,
и шарахаются бабы с насыпи да под откос.

Запыленный подорожник да унылый бересклет.
Три лопаты да мотыга. Да оранжевый жилет.

— Только ты меня, товарищ из столицы, не жалей.
Лучше давешний остаток нам в граненые разлей.

Как намаешься со шпалой — не поднимешься с колен.
Хуже Кате на асфальте, — там сплошной канцероген.

Тут ни спонсоров, ни денег, даже плохоньких мужей.
Только ты, милок, не надо... не юродствуй, не жалей...

Лучше выпьем напоследок, выпьем, Господи спаси,
за такое постоянство женской доли на Руси.

Ты ответь-ка мне, писака, это правда, что у вас
нынче самых длинноногих выставляют напоказ?

Говорят, что наши девки всех на свете превзошли…
Платят труженицам тела иностранные рубли...

Верещат о милосердье лихоимцы да шуты...
Только это все неправда. В жизни нету красоты.

...Но спектакль не остановишь. Все участники игры
гримируются под юность. Спасу нет от мишуры.

Отвлеченье развлеченьем? Шоу-бизнес вместо зла?
В стиле нового мышленья все раздеты догола...

Реформация подмостков? Конкурсанты — телеса.
Новых соцсоревнований наступила полоса...

Между телом и душою воздвигается забор.
Непродуманный сценарий. Бесталанный режиссер.

Представление в разгаре. И стоят в тени кулис
мисс Железная дорога и Асфальтовая мисс...

***************************************************
Вот и влезла в управу кухарка.
Вот и вышла кухарка во власть.
На своих прародителей харкнув,
над народом потешилась всласть.

Вот и вывезли Дуньку в Европу.
Впечатлений глубоких полна,
там сменила рабочую робу
на костюм от Версаче она.

Вышли дамы немытые в дамки.
Получили такие права! Всё скупили:
старинные замки, бриллианты, дворцы, острова.

Леди всеевропейского срама
мир приличий развеяли в прах.
Эти «звезды», «легенды», «мадамы»
станцевали на наших костях.

У руля — самозванные клики.
Всех под корень наш век подкосил.
...Исчезают иконные лики
дочерей православной Руси.

***************************************************
У КАЖДОГО ИЗ НАС

У каждого из нас своя Россия.
У каждого из нас — своя страна.
Кто верит в наши мужество и силы,
кто понял, как беспомощна она.

Кто матерится яростно и смачно,
а кто твердит тихонечко: «Остынь!»
И жизнь у всех у нас неоднозначна.
Кому — малина. А кому — полынь.

Есть люди, что всю жизнь свою при деле,
кто верен и надежде и любви.
И есть еще романтики идеи,
идею утопившие в крови...

У каждого из нас свои заботы,
своя дорога к завтрашнему дню.
Кто с детства верит в милости природы,
кто лес уничтожает на корню...

Идут в России игры непростые.
И козыри у каждого свои.
Одни лелеют землю. А другие
хотят страну оставить без земли

У каждого из нас — свои прикиды,
свои гримасы и своя игра.
Кто козыряет смелостью (для вида),
а для кого и подвиги — мура.

У каждого из нас свои святыни.
Для тех, кто помнит о военных днях —
солдаты нашей матушки-России.
Для новых русских — старый олигарх.

У каждого — своя семья и школа.
Не каждый молит: «Господи, спаси!»
Кому родня — дрянная «Кока-кола».
Кому — святой источник на Руси.

Одним привязан колосник на шею.
Их всех, как «Мир» приказано топить...
Других выводят в геи и ди-джеи
с программой «диско» — жить и не тужить!

У каждого из нас — своя Россия.
И на уме — у каждого свое.
Кому она и вера, и Мессия.
Кому — лишь так... случайное жилье.

Да. Мы живем, кто бедно, кто богато,
Россию ненавидя и любя...
И только лишь она не виновата,
что родина у каждого своя.
 
Не так давно открыл для себя "нового" Николая Добронравова. ... случайно наткнувшись в книжном магазине на его томик "Светит незнакомая звезда", был удивлён и обрадован.

Огромное спасибо за предоставленную возможность познакомиться со стихами и для меня "нового" Николая Добронравова. А томик стихов "Светит незнакомая звезда" обязательно найду. Прослушала в исполнении Юлиана песни на стихи Н. Добронравова "Из разных мы конюшен, господа" и "Остаюсь с обманутым народом". Можно только сожалеть, что на радио и телевидении их не услышать.
 
Moderatorial

вайсман, я устала просить Вас прочитать Правила Форума. :yes:
Ну зачем давать ссылку на файл для скачивания с припиской "лучше не скачивайте?" ;)


Как же задолбало... :lol:
 
Подскажите на какой именно пункт правил форума мне стоит обратить внимание ? Наверное в библиотеке форума действительно можно только читать. А не смотреть видеофайлы где звучит песня " Из разных мы конюшен господа " Обязательно создам видеофайл "Остаюсь с обманутым народом"
 
Наверное в библиотеке форума действительно можно только читать. А не смотреть видеофайлы где звучит песня " Из разных мы конюшен господа " Обязательно создам видеофайл "Остаюсь с обманутым народом"
вайсман, библиотека всё же подразумевает чтение. К Вашим фильмам категоричных претензий нет. Делайте и размещайте в соответствующих темах, к примеру в обсуждение фильмов. В ней Вас и покритикуем. Будет много клипов, сделаем отдельную творческую тему про создание и обсуждение видеороликов. И хочу напомнить, что если клип сделан на основе фото или видео материала других людей, то тактично было бы хотя бы спросить у них разрешения использовать их в своих роликах. На крайний случай, в конце фильма сделать титры, в которых указать авторов фотографий. Это Вам на будущее, уважайте труд других людей.

Скажу пару слов и по поводу Вашего желания сделать видеофайл на песню Н. Добронравова - "Остаюсь с обманутым народом". Текст этой песни я приводил здесь.
Создание видеороликов процесс безусловно творческий. На мой субъективный взгляд, при этом должна присутствовать определенное соответствие между человеком, и то что он создает. Поясню что имею ввиду. Я могу осознанно петь и делать ролики, к примеру на песню Трофима - "Аты-баты". В ней есть такие слова:
"Служил я не за звания и не за ордена.
Не по душе мне звездочки по-блату,
Но звезды капитанские я выслужил сполна.
Аты - баты, аты-баты.

Россия нас не балует ни званьем, ни рублем,
Но мы ее последние солдаты.
А, значит, нужно выстоять, покуда не умрем.
Аты-баты, аты-баты
Аты-баты, аты-баты."

Для меня в ней есть соответствие - и капитан, и служу. Это, так, к примеру.
Вернемся к Н. Добронравову. У него тема эмиграции озвучивается во многих произведениях. Ну, например:

"ЭМИГРАЦИЯ

Мне казалось, в ней было что-то
от бесстрашных жен декабристов,
от французских гравюр старинных,
от суровой Анны Андреевны...

Говорила она раздумчиво
в той манере особой русскости, —
с петербургским произношением,
что в России давно утеряна.

— Я скажу Вам, мой друг, доподлинно
наших мало осталось, истинных
эмигрантов с несчастной Родины.
Так что зря Вы кого-то ищите,
кто в Париже всплыл в восемнадцатом.
Ныне больше здесь стайки бегают
этой новой колбасно-джинсовой
эмиграции перестроечной.

Мне претит их наглость не русская,
беспородная, беспардонная.
Здесь скупают они за доллары
на курортах дворцы старинные.

А награды у них советские,
а билеты у них партийные.
И отсюда они командуют,
как России сдаваться Западу.

Провоняла даже Германия
этой вашей колбасно-джинсовой
эмиграцией перестроечной.

Мы, когда бежали во Францию,
нам велели отцы и матери
чемоданов не распаковывать...

Всё мы верили, дети малые:
возвратимся в свое Отечество,
вновь с дождями грибными встретимся
и с полянами земляничными.

Всё мечталось: нас ждут на Родине
на пруду золотые лилии,
и кузены на легкой лодочке
(те, что пали потом в гражданскую).

Встретят нас над рекою ласточки,
и проворные крылья мельницы,
и тропинка меж скирдов солнечных,
и в часовне живущий Боженька...

Ну, а ваших колбасно-джинсовых
ненавидим мы, презираем мы.
Впрочем, видите,
вот несется он в «джипе» бешеном.
...Ну, а Вы не из этих будете?"

В данном произведении автор описывает о своей встречи с эмигранткой. В стихотворении "Остаюсь с обманутым народом" автор пишет, опять же о себе. У него была неоднократная возможность уехать заграницу и остаться там жить.

"Вот пришло письмо издалека,
Где живут богато и свободно.
Пусть судьба страны моей горька,
Остаюсь с обманутым народом.
Пусть судьба печальна и горька.
..................................................

Не зови в дорогу, не зови.
Верой мы сильны, а не исходом.
Не моли о счастье и любви –
Остаюсь с обманутым народом.
Не зови в дорогу, не зови."

Он этого не сделал, остался у себя на Родине, как бы тяжело на ней не было.
Как я понял из Ваших постов, в настоящее время Вы живете не в России. Не вдаваясь в причины, заставившие Вас покинуть Россию, можете ли в моральном плане делать видеофайлы на песню "Остаюсь с обманутым народом"? С моей точки зрения нет.
Однако у Вас, как я увидел, другой взгляд на это.
 
Вернёмся к литературе.
"24 мая на 41-м году был убит русский поэт, член Союза писателей России, лауреат литературной премии имени А. Фатьянова Николай Алексеевич МЕЛЬНИКОВ. Человек чрезвычайно одарённый: режиссёр, актёр, художник, главным делом своей теперь уже очень короткой жизни он считал поэзию. Всё его творчество, так или иначе, было связано с жизнью родной Брянщины, трагедией русского села. Широко известно его стихотворение «Поставьте памятник деревне…», ставшее замечательной песней, и поэма «Русский крест». Согласно завещанию Николай Мельников был похоронен на погосте родного села"
"Литературная газета", май 2006 г.
Так получилось, что об этом событии узнал совсем недавно. Нашел и стихотворение, и и поэму.

Поставьте памятник деревне...

" Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
И путь поет в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной "русской доле"
Под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях еще растут,
Наследство их на белом свете -
Все тот же черный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И все в них будет как всегда -
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший... в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь "Господи помилуй!"
И вера в праведность судьбы."

Поэма "Русский крест" напомнила чем-то есенинскую "Анну Снегину", только на современный лад. Все просто, очевидно, жизненно, а потому ужасно. Тем кто хоть раз бывал в современной русской деревне, а также интересуется поэзией, рекомендую почитать. Приведу небольшой отрывок из поэмы.

"1.

Льется время... Век двадцатый
отплясался на стране,
и стоят все те же хаты,
поредевшие вдвойне.
В хатах тихо меркнут люди,
обнищавшие втройне,
и не знают, что же будет
в их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешевый,
принужденье и обман,
как тяжелые оковы,
крепко спутали крестьян.
Ни вздохнуть, ни просветлиться,
на Москву - тяжелый взгляд,
словно враг засел в столице
и ничтожит все подряд...
Но страшней, чем пораженье,
хуже хаоса в стране -
злое, тихое вторженье
в душу русскую извне
Постепенно, год от года
все подлее и сильней
заражение народа
грязью новых смутных дней!

2.

Кто их звал? Газеты звали,
и теперь уж треть села
тех, кто долго разъезжали
в тщетных поисках угла.
Поначалу осмотрелись,
получили “стол и дом”,
и - понравилось, пригрелись,
но не стали жить трудом.
Словно мусор в полноводье,
их несло, и принесло -
непонятное “безродье”
в наше русское село.
Ничего им здесь не свято -
ни родных тебе могил,
ни сестры тебе, ни брата,
и живи, как раньше жил.
Раньше пил - и здесь не бросишь,
где-то крал - кради опять!
Что ты вспашешь? Что накосишь?
Не приучен ты пахать!
Как-то быстро и беспечно
мой народ к тебе привык,
и к твоим похмельям вечным,
и к повадкам, и язык
твой блатной не режет слуха,
и тебе же продает
полунищая старуха
самогон, и тем живет.
Но никто не ужаснется
и руками не всплеснет,
и безумью поддается
всеми брошенный народ.
Никого не удивляет
то, что даже бабы сплошь
по неделям запивают,
унося последний грош...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В плодородные угодья
заселяется сорняк.
Тихо делает “безродье”
то, чего не может враг.

3.

Сколько ж это будет длиться -
молодой, в расцвете лет,
не нашел опохмелиться
и покинул белый свет?
И при всем честном народе
в борозду, к земле упал.
Был ты весел, всем угоден...
Но ушел... Сгорел... Пропал...
А вослед тебе, без счета,
души новые летят...
Что потом, в конце полета?
Что там? Рай? Иль снова ад?
Неприкаянные дети,
без тепла и без царя
вы помыкались на свете
и ушли. За так. Зазря.
Без креста, без покаянья,
и кому теперь нужны
ваши мысли и страданья,
ваши слезы, ваши сны?
Слез Россия не считает -
все века в слезах живет...
Но уже заметно тает
несгибаемый народ. "

Всю поэму "Русский крест" можно прочитать здесь.
 
Во времена моего постоянного проживания в Ахтубинске по местному АТВ-центру в программе "Поздравляем" эту песню крутили очень часто, причём как по поводу, так и без него. Чутьё подсказывает, что и в настоящее время песня О. Газманова - Офицеры, является лидером по заказам на местном телевидении к различным праздникам. Именно поэтому, я не смог пройти мимо статьи Ю. Полякова в Литературной газете, в которой он проводит анализ современных песен, в частности, текста упомянутой мной песни, которую знает, наверное каждый ахтубинец.

О ЧЁМ ПОЁТ ГАЗМАНОВ

Всякая революция – это, кроме прочего, мятеж дилетантов против профессионалов. Капитан круизного теплохода, лениво покачивающий штурвал, кажется порой пассажирам эдаким бесполезным и легко заменимым пижоном. Кому ж не хочется во всём белом постоять у руля? С этого понятного, в общем-то, чувства начинается лавинообразная, чудовищная дилетантизация, из которой страна потом выбирается десятилетиями. Кстати, именно этим наше Отечество сейчас и занимается. Потому-то людям и жалко отпускать Путина, только-только ставшего профессиональным президентом. Нечто подобное произошло и с песней. Зачем, решили многие певцы и композиторы, делиться славой и деньгами с какими-то там поэтами, можно ведь и самим подбирать слова. Говорю, конечно, не о тех, кто счастливо соединил в себе поэта и музыканта, речь не об Анчарове, Талькове, Башлачёве, Малежике, Антонове, Митяеве, Розенбауме, Пшеничном, Шевчуке, Городницком или Градском… Речь о тенденции.

В этом отношении меня всегда изумляли песни Олега Газманова, почти монополистически работающего сегодня в официально-духоподъёмных жанрах. Кстати, в своём недавнем интервью он объявил, что считает себя прежде всего поэтом, а лишь потом музыкантом. Что ж, значит, и разбирать тексты автора «Есаула» будем именно так, как принято среди литературных профессионалов. Сам я эту школу стиха прошёл в творческом семинаре поэта Вадима Витальевича Сикорского. Многие рифмующие даже не подозревают, что стихосложению, как и музыке, надобно учиться. И достаточно долго.

Мне многократно приходилось видеть, как во время исполнения песни «Офицеры» боевые командиры, звеня наградами, встают и даже подхватывают. Понять их можно: замороченные всеядным хохмачеством, достигшим государственного уровня, люди просто соскучились по здоровой патетике. Особенно люди военные, более других испытавшие на себе безжалостную глумливость постсоветского агитпропа. (Кстати, именно в этой простодушной, но востребованной патетике одна из причин популярности песен Олега Газманова.) Но что они подхватывают? Давайте разбираться:

Господа офицеры,
по натянутым нервам
я аккордами веры
эту песню пою…


На слух всё вроде нормально, даже красиво. А если вдуматься! Объясните, пожалуйста, как можно «петь по нервам», да ещё «аккордами веры»? Я, конечно, догадываюсь, ч т о имел в виду «автор слов». Мол, он поёт эту песню, аккомпанируя себе на собственных нервах, натянутых, как струны, извлекая из воображаемого щипкового инструмента «аккорды веры». Сомнительный образ? Безусловно. В любом литкружке, куда, видимо, Олег Газманов никогда не заглядывал, засмеют. Но ведь даже этот неудачный замысел не реализован, на деле получилась просто полная тарабарщина типа: «Замолчи свой рот!» И это только начало.

А теперь озадачимся, к кому обращается Олег Газманов? Он не скрывает, что поёт

…Тем, кто выжил в Афгане,
свою честь не изгадив,
кто карьеры не делал
от солдатских кровей…
Я пою офицерам,
матерей пожалевшим,
возвратив им обратно
живых сыновей…


Оставим на совести педагогов, учивших будущего поэта синтаксису, неуклюжее и двусмысленное сочетание «пожалевшим, возвратив». (Когда именно они пожалели: до или после?) Но совсем уж непонятно, почему «от солдатских кровей»? Правильно ведь «на солдатской крови». «Кровь» во множественном числе – «крови» – в русском языке означает ежемесячные дамские недомогания. При чём тут воины-интернационалисты, состоявшие в основном из мужчин? А вот при чём: через строчку появляется слово «сыновей». Рифма. Возникает и ещё один странноватый смысл: если автор специально обращается к офицерам, выжившим, «свою честь не изгадив», значит, предполагается наличие контингента командиров (ограниченного, хочется верить!), честь изгадивших, матерей не жалевших и потому сыновей им обратно не возвращавших. Виноваты в гибели солдат, выходит, не душманы и кремлёвские стратеги, а лейтенанты и капитаны, которые, как известно, при выполнении боевых задач умирали и получали увечья вместе с рядовыми. Понимают ли всё это военные люди, стоя подпевающие явной напраслине на былую Советскую армию, небезукоризненную, конечно, но отнюдь не бесчеловечную?! Это я утверждаю как автор «Ста дней до приказа».

Уверен: самопровозглашённый поэт хотел, как лучше, и ни о чём таком даже не помышлял, но это, увы, следует из контекста. Ещё герой Мольера сокрушался, что необходимость постоянно подыскивать рифмы заставляет некоторых сочинителей нести полную околесицу. У Олега Газманова содержание тоже часто определяется не намерением, а близлежащей рифмой или заданным размером. Эта детская болезнь в стихосложении одна из самых распространённых, что-то вроде кори или свинки. Но страдать поэтической свинкой в зрелом, орденоносно-лауреатском возрасте?! Очень редкий случай…

Однако продолжим анализ текста, который я взял для разбора не потому, что он худший из всех, что поют сегодня. Не худший. Просто он типичный и часто звучащий. Но самое главное – песня претендует на определённую государственную патетику и идеологическую установку. А это уже серьёзно и заслуживает строгого смыслового анализа, к чему Газманов, любимец кремлёвских концертов, уверен, явно не привык. Но если он считает себя поэтом и планирует в дальнейшем множить свои патриотические сочинения, то пора привыкать…

Думаю, все согласятся с тем, что от песен в нашем сознании остаются прежде всего припевы. Соответственно и требования к этой части текста повышенные. Увы, и тут у нас беда:

Офицеры, офицеры,
Ваше сердце под прицелом.
За Россию и свободу до конца!
Офицеры, россияне,
Пусть свобода воссияет,
Заставляя в унисон звучать сердца.


Кстати, иные творческие работники приняли за свободу ликвидацию в 91-м художественных советов, которые в первую очередь отсеивали художественно слабые, а потом уже идеологически вредные сочинения. Был такой совет по песне и при Гостелерадио, его тоже упразднили. И свобода воссияла! Просто некому теперь объяснить автору, что сердца всё-таки «стучат», а не «звучат», что если свобода «заставляет», то это очень подозрительная свобода, ведь именно «тоталитарные режимы» «заставляют в унисон звучать сердца», а свобода как раз предполагает вполне самостоятельные ритмы сердечных мышц.

Во втором куплете «Офицеров» тоже находим достаточно пугающей невнятицы.

Господа офицеры,
Как сберечь вашу веру?
На разрытых могилах
Ваши души хрипят…


Как сберечь офицерскую веру, всем давно ясно: не надо громить собственную армию – ни во имя общепролетарских, ни во имя общечеловеческих ценностей. И не надо вешать на офицерский корпус – в том числе и в песнях – грехи политического руководства страны. Неясно же другое: почему души офицеров «хрипят на разрытых могилах»? Наверное, имеются в виду свежевырытые могилы, куда в присутствии уцелевших командиров опускают тела павших солдат. Значит, так надо и писать, ведь из-за неверно подобранного слова опять возникает нечаянный смысл, а именно, хичкоковская картина: кто-то зачем-то разрывает могилы воинов-интернационалистов… При чём тут кладбищенский вандализм и хрипы душ? Более того, Газманов нас предупредил, что он конкретно поёт офицерам, возвратившим «живых сыновей». Тогда почему же снова появляется назойливая тема офицерской вины?

Вновь уходят ребята,
растворяясь в закатах,
Позвала их Россия,
так бывало не раз.
И опять вы уходите,
может, прямо на небо.
И откуда-то сверху
прощаете нас.


Сколько себя помню, в графоманских стихах всегда кто-то уходит или в зарю, или в закат, или в зеленя... Но это как раз мелочь. Вчитайтесь в текст! Получается, что юноши, откликнувшиеся на очередной призыв Отечества, отправляются не на охрану рубежей, не на борьбу с террористами и даже не в «учебку», а «может, прямо на небо…», видимо, вообще минуя воинскую службу. Ну и какая мать после этого захочет отпускать сына в армию? А как можно «прощать откуда-то сверху», я – убейте меня – совсем не понимаю! Вот уж верно говорят на Востоке: сто мудрецов не растолкуют то, что ляпнул один… немудрец.

Когда в следующий раз будете подпевать не в подпитии, просто-напросто вдумайтесь в смысл слов. Иногда помогает.


ПЕСНЯ КАК ДИАГНОЗ

И тут возникает главный вопрос: а о чём же, собственно, песня – об отнятых у матерей невинно павших мальчиках, которые «теперь вечно в глаза глядят» своим нерадивым командирам и всем нам – живущим? Или о славных российских офицерах, готовых «за Свободу и Россию до конца», несмотря на то, что их «сердце под прицелом»? Получается, что припев и куплеты дают нам прямо противоположные ответы на этот вопрос. В психиатрии это называется раздвоением сознания и признаётся чрезвычайно опасным симптомом. Нет, я ни на минуту не сомневаюсь в отменном душевном здоровье Олега Газманова, просто у него так вышло…

Иной чувствительный читатель возмутится: «Как же можно столь кощунственно препарировать такую святую тему? И вообще это стихи!» Во-первых, это не стихи. Вас обманули. А во-вторых, разве не кощунство вываливать в сознание людей этот «сумбур вместо песни», хаотически спекулируя на памяти «ушедших прямо на небо»? Впрочем, вопрос ещё серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Если бы эту песню автор спел в узком кругу друзей – нет проблем. Сейчас многие сочиняют и напевают, «бардство» давно сделалось русским национальным развлечением. Но эта песня стала широко известна, постоянно исполняется, её текст так или иначе вошёл в сознание, засел в мозгах миллионов. А это уже называется «нейролингвистическое программирование». Почувствуйте разницу!

Наверное, многие, проснувшись поутру, не раз ловили себя на том, что некий песенный текст навязчиво крутится в голове. Наше мироощущение не в последнюю очередь зависит от того, какие именно тексты вращаются у нас в мозгах и какую работу они там – созидательную или разрушительную – выполняют. Вот почему всякое серьёзное государство так или иначе заботится о том, какие песни поют и слушают граждане. Нет, не навязывает, как сегодня телевидение навязывает нам фабричную попсу, но заботится хотя бы о профессиональном уровне текстов. Песня, которая, с одной стороны, вбивает в наше сознание невнятный, несправедливый и по большому счёту оскорбительный комплекс вины, а с другой – глуповато славит сияние столь же невнятной свободы, рождает в человеке очень опасную внутреннюю раздвоенность. Подробности о последствиях желающие могут почерпнуть из любого учебника психиатрии…

Такими же «нечаянными» смыслами полна, кстати, и «Москва» Олега Газманова. Мотив, что и говорить, запоминающийся. Но лучше бы это был вокализ! После «Дорогой моей столицы» Марка Лисянского, где, как говорится, «ни убавить, ни прибавить», диковато обнаруживать такие вот строки в песне, тоже претендующей на статус столичного гимна:

В ярком злате святых куполов
Гордо множится солнечный лик.
С возвращеньем двуглавых орлов
Продолжается русский язык.


Всё вроде в рифму. И снова как бы красиво. Однако вдумаемся. Что значит «продолжается русский язык»? А что до «возвращенья двуглавых орлов» – при серпе и молоте, в СССР, русский язык «не продолжался»? Или мы говорили не по-русски, а по-советски? Нет, по-русски говорили, а «советизмов» в языке было даже поменьше, чем сейчас «американизмов». Более того, сегодня мы видим стремительно сужающиеся границы нашего великого языка. На той же Украине природных русских людей заставляют изъясняться на своеобразном «мовоязе», который и сами-то коренные малороссы не всегда разумеют из-за его явной скородельной искусственности. Что же имеет в виду Газманов? Может, он просто радуется тому, что после переворота 91-го младореформаторы, сориентированные целиком на Америку, милостиво разрешили туземному населению продолжать говорить по-русски? Сомнительно. Или же автор вообще подразумевает другое значение слова «язык», а именно – «народ». Опять неувязка, ибо именно под сенью орлов в России началась резкая убыль населения – миллион в год. В этом случае надо бы петь: «…сокращается русский язык…» Невольно на ум приходит популярная ныне в народе фраза: «Сам-то понял, что сказал?» Наверное, я бы не стал останавливаться на этом столь подробно. Но именно куплет про русский язык, продолжающийся благодаря двуглавым орлам, я услышал из репродукторов недавно поутру, сойдя с «Красной стрелы» на Московскую землю. Обидно начинать трудовой день с нелепицы, к тому же получившей почти государственный статус.

Я уверен: популярный композитор и подвижный певец Олег Газманов ни о чём таком даже не помышлял. Придумывая слова к заводной мелодии, он просто рифмовал: «орлов–куполов», «лик–язык», «икон–времён»… Но главное отличие настоящего или по крайней мере профессионального поэта от любителя заключается именно в том, что в его строках не может быть нечаянных смыслов. Это, кстати, самое трудное. Тайные смыслы могут быть и даже необходимы, а вот дурацкие – нет. Увы, современные масштабы тиражирования песен делают смысловой «ляп», непростительный даже для рифмующего тинейджера, вынужденным достоянием ни в чём не повинных миллионов людей.

С полной версией статьи можно ознакомиться здесь.
 
Я довольно давно читала эту статью, но не могу не согласиться с Поляковым.
 
Ну конечно Поляков прав и со стороны детального разбора этих стихов (песни) как поэтического произведения, и со стороны психики (психиатрии), но ведь такому разбору "полётов" песню не подвергают когда слушают её массы, самых обычных людей. Я честно говоря не задумывалась никогда об этих стихах (песне), мне просто она нравилась, теперь прочитала эту статью и как то не по себе...
А у Газманова есть и похуже стихи, но хитами песни становятся хоть тресни...
 
А у Газманова есть и похуже стихи, но хитами песни становятся хоть тресни...
Технология массового оболванивания работает успешно. Я с некоторых пор достаточно критично отношусь не только к песенным произведениям, но и к литературе, и к кинопродукции. После ознакомления я сам себе задаю вопрос - А для чего это было снято, написано, исполнено. После ответа на такой вопрос всё становится на свои места.
Катрин, вы у нас пользователь относительно новый, почитайте вот здесь , здесь и здесь. Мы там как раз говорили про средства массового оболванивания, в том числе и на эстраде. Может быть заинтересует.
 
На днях читала сборник "Сто жемчужин" (лирика русских женщин хх века)
Очень понравилось стихотворение Марии Петровых


Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
в том городе южном.
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным.
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоём по окрайнам,
Меж домиков тесных, по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чём-то прекрасном.
Тропинка всё выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..
Числа я не знаю, но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном.
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле.
В твоём потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем.
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье
На площади людной,
под бурей осенней.
Мне трудно дышать, я молю о спасенье...
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

Катрин, Вы нарушили п.5.2 Правил Форума.
 
Открыла для себя замечательного автора - Людмилу Стефановну Петрушевскую. Как случилось, что никогда не читала ее раньше - не знаю :thumbup:
Произведения можно легко найти в Сети. Здесь приведу короткие примеры:

Л. Петрушевская
(Из сборника "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СКАЗКИ")


КАРЛ МАРКС

Однажды плотва Клава плотно пообедала с семейством и прилегла отдохнуть после ночи, взявши с собой газету.
Тем временем дети, как всегда в ответственный момент, скучковались и начали играть в расшибалочку буквально у Клавы на голове.
Не помогли слова утешения, не помог и карп дядя Сережа, который высунулся в майке и орденах на босу ногу.
Дети резались в расшибалочку как нанятые, срывая таким образом послеполуденный отдых Клавы.
Башка причем трещала.
Но все-таки решение нашлось, когда карп дядя Сережа сбегал и вылил с балкона баночку канцелярского клея.
Дети, все так же крича, хотели разбежаться, но не удалось, и плотва Клава вынуждена была встать как мать с головной болью и мыть детей, причем канцелярский клей не боится воды, вот что выяснилось.
Что же было делать, если дети все как один склеились в плотный брусок и так и легли спать!
Вообразите себе состояние плотвы Клавы, когда ни накормить, ни умыть. По счастью, дети вскоре передрались и плотным слоем упали с кровати.
Клей разлетелся как стекло на мелкие осколки, а дети опять пошли играть в расшибалочку, но теперь плотва Клава, наученная горьким опытом, выгнала их всех поганой метлой во двор.
Вот когда плотва Клава оценила известный лозунг Карла Маркса: счастье - это когда дети сыты, обуты, одеты, здоровы и их нет дома. Карл Маркс сформировал это дело не так точно, он сказал, что счастье - это борьба, но то же на то и выходит.


ГЕРОИНЯ

Клещ тетя Оксана задумала уборку плюс мытье окон, и так получилось, что в результате с тряпкой в одной руке и с мылом в другой, со шваброй в третьей, с ведром в четвертой, а в пятой и шестой по венику и совку она шуранулась с подоконника вниз прости-прощай.
И что бы вы думали? Когда ее хватились и клещ дядя Юра вышел на улицу обмозговать эти дела, клещ тетя Оксана уже драила штукатурку фасада вокруг окна, из которого совершен был выпад, на расстоянии пределов досягаемости, причем ходила по стене вверх-вниз без приспособлений, как-то: без карабинов, кошек, липучек и т.д. - а просто так, в порыве труда.
Клещ дядя Юра сам себе кивнул и удалился.
Как всегда, клещ тетя Оксана не звала на подвиг никого, сама совершала его как героиня.
Но зато и материла потом всех в полном праве.
 
Назад
Сверху