После завоевания низовьев Поволжья Московским государством начинается освоение огромных богатств края и заселение Астраханской губернии. В "Исторической записке" об Астраханской области за 300 лет её существования, изданной в 1903 году в Астрахани, сказано, что уже в 1793 году существовала в крае церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери, именно отсюда идет название слобода Владимировка. Жители Владимировки занимались выращиванием хлеба и скотоводством, для чего были выделены земли графини Толстой.
Переселенцы, приписанные к соляному делу, становились крепостными и с них брался оброк зерном и солью, который надо было ещё перевезти в означенное место. На пристани Мана (территория современного консервного завода) были построены соляные склады, куда фурами доставлялась соль с озера. Во время весеннего половодья к пристани по реке Ахтуба подходили речные суда, они загружались солью и по протокам Владимировки и Мурни выходили на Волгу. Далее на веслах, под парусами или используя бурлаков, суда двигались вниз по Волге в Астрахань, на рыбные промыслы или вверх на Царицын, Саратов и далее. К 1819 году была воздвигнута вторая церковь: Михаила Архангела. Также на территории района к этому времени действовало 2 кирпичных завода, одиннадцать кузен, 4 питейных заведения, несколько дюжин ветряных мельниц, было открыто мужское училище. Население слободы составляло около 7000 человек. К 1862 году в слободе насчитывалось уже 5 училищ, в том числе казахское. В них обучалось 180 детей обоего пола.
В 1882 году вступила в строй железная дорога, соединившая озеро Баскунчак с соляными складами пристани Мана. Вводится в эксплуатацию железнодорожная станция Ахтуба с депо для профилактического ремонта паровозов и вагонов.
В 1900 году Владимировка пережила большое несчастье - это эпидемия чумы, но благодаря энергичным мерам, принятым врачом И.А. Деминским при активном участии Заболотного, взявшими на себя организацию борьбы с болезнью, вспышка чумы была вскоре локализована, а впоследствии и полностью остановлена. В 1912 году заканчивается строительство железнодорожного моста через реку Ахтубу. Идут годы, растет и развивается районный центр - слобода Владимировка. В связи с развитием новых отраслей сельского хозяйства развиваются и перерабатывающие отрасли промышленности: консервный завод, маслозавод, мясокомбинат и другие. Построена сеть клубов, школ, разнообразных мастерских.
Но мирный труд ахтубинцев нарушается нападением фашисткой Германии, 18245 ахтубинцев ушли на фронт, чтобы защитить Отечество, 6 тысячам так и не суждено было вернуться обратно. За ратные подвиги ахтубинские воины были отмечены наградами, в том числе 6 земляков были удостоены звания Героя Советского Союза. В разгар Сталинградской битвы ахтубинцы принимали активное участие в строительстве стратегической железной дороги Баскунчак - Паромная, которая обеспечила подвоз оружия и воинских соединений в пылающий Cталинград.
Владимировка до конца 40-х и начала 50-х годов представляла из себя обыкновенное село, хотя и стало районным центром.
Наиболее интенсивное развитие районный центр получил в 1959 году в связи с присвоением статуса города и наименованием Ахтубинск. Происходило дальнейшее развитие солепромысла, судоремонтно - судостроительного завода и железнодорожного транспорта, в связи с чем в центре было развернуто активное строительство жилищного фонда и социально - бытового комплекса учреждений. Одни за другими строятся многоэтажные жилые дома, развивается медицинский комплекс.
В 70-е – 80-е годы Ахтубинск - это динамично развивающийся город, он является одним из крупнейших портов на Волге, здесь пришвартовываются теплоходы и быстроходные катера волжского бассейна. Из города идут самоходные баржи, они поставляют соседним (и не только) областям России пищевую соль, арбузы, помидоры и другие овощи.
Основной толчок развития город получил после дислокации на прилегающей к нему территории НИИ имени Чкалова (в последствии ГЛИЦ). Этот институт занимается испытанием авиатехники. Обладая уникальным испытательным комплексом и грамотными специалистами, ГЛИЦ является гордостью авиации. Именно здесь получили путёвку в небо многие машины, которые мы можем видеть на различных авиасалонах. Город стал расцветать на глазах, в короткие сроки в городе были построены: Дом офицеров, площадь Ленина, где проходили многочисленные парады, мемориальный комплекс "крыло Икара", посвященный летчикам, которые отдали самое дорогое - жизнь, чтобы Россия могла считаться ведущей страной в области авиастроения. Построен кинотеатр Октябрь, стадион Волга, разбит городской парк, открыт военный госпиталь и Центральная Районная Больница, которая считается одной из лучшей в области.
Но в 1990-х годах из-за экономического кризиса в стране в городе произошел спад промышленного производства. Но вместо этого начинает активно развиваться предпринимательская сфера.
История Петропавловки (Питера) берет свое начало в 1867 году. В 3 километрах юго-западнее слободы Владимировки на левом берегу Волги, в затоне, куда впадает река Ахтуба и ее приток Мурня, была заложена пристань Владимировка. А на ее базе в 1887 году возник поселок Болянский, звавшейся так из-за частых эпидемий. Затем он был переименован в Шугиноловку. А с 1910 года он стал называться Петропавловкой в честь церкви Петра и Павла. Церкви той давно уже нет, а название осталось. В 1884 году было произведено укрепление пристани Владимировка. Вдоль берега была возведена земляная насыпь длиной около 2 километров, которая от подошвы берега была выложена камнем и по которой фуры, загруженные солью, по мосткам въезжали на баржи и ссыпали соль в трюмы.
Первые солемельницы работали от ручных приводов и были малопроизводительными, к 1890 году они были оснащены первыми паровыми приводами. Условия труда рабочих были настолько тяжелы, что в мае 1903 года в Петропавловке на соляных мельницах вспыхнула забастовка, которая сильно ударила не только по солепромышленникам, но и по рыбопромыслу Астрахани. 12 июля забастовка закончилась победой рабочих. В 1910 году в Петропавловке акционерным обществом "Океан" был организован судоремонтный пункт. Он содержал артели по 50-60 человек, которые возглавляли Зенин и Нестеренко. Со временем судоремонтный пункт вырос в завод, а в марте 1966 года был переименован из Владимировского в Ахтубинский. По всей Волге и на Каме, и на Дону славились наши капитаны: Дабутин, Пермяков, Ивикин, Нартухин, Пивоваров. Культурным центром речников раньше был деревянный клуб, в 1975 году вместо деревянного клуба был построен новый Дворец культуры, который пользуется большой популярностью у жителей города.
По данным на 2018 год в Ахтубинске проживает около 40 000 человек. На территории Ахтубинска действует много школ, преподавательский состав которых по праву считается одним из лучших по стране, наши ученики становились неоднократными победителями олимпиад, запаса знаний, который дается детям, с лихвой хватает, чтобы поступать в самые престижные ВУЗы страны. На территории города действуют филиалы двух крупных и престижных вузов страны: МГАИ и ВолГу. Город живет и развивается.
Подготовка к публикации: Сахарова Наталья