Государственный летно-испытательный центр

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 52530


История части неразрывно связана со становлением и развитием Российской авиации, ее оснащением бортовым оборудованием и вооружением. Первое советское научно-исследовательское учреждение по вопросам авиации «Летучая лаборатория» было создано 24 марта 1918 года. В феврале 1920 года при Главвоздухфлоте Республики был создан Летный отдел, главная задача которого заключалась в создании материальной и методической базы для проведения испытаний авиационной техники.

Непосредственно история Испытательного Центра началась 21 сентября 1920 года, когда был создан Опытный аэродром, в составе которого с самого начала были специалисты по вооружению, радио- и электрооборудованию. На эту организацию возлагались задачи испытаний и исследований авиационной техники, предназначенной для оснащения Военно-Воздушного флота.

В мае 1920 года к Летному отделу Красного Воздушного Флота был прикомандирован талантливый русский радиоинженер Коваленко Александр Иванович, который организовал радиоэлектрокабинет в составе четырех человек, размещавшийся в комнате дома №3 по Перовскому переулку в г. Москве. И уже 28 сентября 1921 года впервые в стране была передана речь с борта самолета на расстояние 30км. Ламповый радиопередатчик АК-1 был разработан А.И.Коваленковым. О значимости этого события можно судить по словам командира 9 истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Лавренкова: «Дайте мне на самолеты-истребители надежную радиосвязь, и я выйду победителем в воздушном бою над превосходящим по силе противником даже в том случае, если мои самолеты по скорости будут уступать».

Дальнейшее развитие этого направления было следующим. В 1922 году создается лаборатория, в 1924 году – отдел, в 1929 – четыре отдела, в 1932 году шесть секторов, в 1935 году – 5-й отдел из пяти отделений в НИИ ВВС, в 1941 году – шесть отделов в составе НИИ ВВС, в 1943 году – самостоятельный НИИ специальных служб ВВС.

Масштабы технического оснащения и боевого применения ВВС КА переросли ведомственные рамки, приобрели государственное значение и характер. Потребовалась максимальная централизация и объединение всех научных и технических сил. Постановлением ГКО СССР от 1 мая 1944 года был создан ГосНИИ ВВС КА на основе объединения трех институтов: НИИ ВВС, НИИ Спецслужб ВВС и НИИ Авиационного Вооружения ВВС.

В соответствии с приказом ГосНИИ ВВС от 1.07.1944 года к 15 июля 1944 года было сформировано Управление Испытаний Техники Специальных Служб ГНИИ ВВС КА. Первым начальником Управления был назначен генерал-лейтенант ИАС Герой Советского Союза Данилин Сергей Алексеевич. Он же был одновременно заместителем начальника Института по Специальным Службам. Управление располагало штатным самолетным парком в составе 35 самолетов типа Ил-4, Пе-2, Ли-2, Ла-7, Як-9 и других.

К 30 июля 1945 года Управлением проведено 544 испытания объектов спецоборудования, в том числе трофейного и иностранного, выполнено 67 научно-исследовательских работ, составлено 103 описания, инструкции и наставления, дано 127 заключений на изобретения и предложения, заключено 127 договоров с промышленностью на сумму 39513 тыс. рублей, проведено 270 выездов на фронт. При этом маршруты простирались от Сахалина, Владивостока, Мукдена до Хельсинки, Берлина, Будапешта.

Личным составом отдела авиационных наземных средств радиосвязи разработана, построена и проверена на войсковых испытаниях буквопечатающая радиолиния на УКВ «Сигнал». Аппаратура была применена в действующих частях ВВС при проведении Берлинской операции и показала отличные результаты. Основные разработчики этой линии Малеев И.М., Герасимов С.М., Векслер Г.С., Маленюк Г.В. и Кельзон В.С. были удостоены звания лауреатов Сталинской премии.

В этот период испытаны и готовятся к серийному производству прибор ночного боя ПБН-4 и самолетные радиолокаторы «Гнейс-5» с дальностью действия 7км. Развернуто строительство радиолокационного полигона для всестороннего испытания наземных радиолокационных устройств. Разработан длиннофокусный широкоформатный аэрофотоаппарат, позволивший поднять высоту дневной аэрофоторазведки до 15км. Испытаны автопилот АП-45, радиовысотомер РВ-2, которые по сей день находятся в эксплуатации, кислородная маска КМ-16, позволявшая летчику одной рукой снять и одеть ее за 5 секунд, кослорододобывающая установка АК-12, парашют летчика ПЛ-43М, парашютная подвеска Д-11 для транспортировки и сбрасывания мотоциклов с коляской с внешней подвески самолетов и Д-16 – для 75-мм полковой пушки. Занималось Управление и испытаниями вещевого имущества. Например, зимнего мехового костюма, унтов, перчаток, авиационных наручных часов. Проводились испытания высотных скафандров, которые больше походили на тяжелые водолазные скафандры, катапультных устройств первых реактивных самолетов. Испытан учебно-штурманский самолет С-47 (США) с отечественным оборудованием для одновременного обучения 12 слушателей при двух инструкторах.

25 сентября 1945 года старший инструктор-испытатель парашютов Управления майор Романюк В.Г. установил мировой рекорд высотного прыжка. С высоты 13108м он свободно падал до 967м. Это был 1309-й прыжок мастера парашютного спорта.

Серьезное внимание в Управлении уделяется специальной подготовке. Летный состав проводит тренировки на тренажере «Кабина Линка». Лекции в числе других читали академики Введенский Б.А., Капица П.Л., профессор, членкор АН СССР Вологдин В.П.

В 1948 году разработана первая отечественная система выхода самолетов на посадку в сложных метеоусловиях ОСП-48. Министр ВС СССР Маршал Советского союза Булганин Н.А. по этому поводу заявил, что «это позволило поднять всю авиацию за облака».

30 января 1950 года Постановлением СМ СССР вопросы заказа авиационной техники были возложены на Главные Центральные Управления ВВС. Причиной был ряд недостатков в размещении заказов и расходовании денежных средств в ГК НИИ. В том же году отдел воздушно-десантной техники выделяется в самостоятельное Управление, а в нашем Управлении создается отдел телеуправления и телевидения. К этому времени испытаны телеуправляемые авиационные планирующие торпеды типа «Шмель».

В середине 1950 года был образован отдел высотно-климатических и механических испытаний. При отделе было создано специальное конструкторское бюро с экспериментальными мастерскими. В 1951 году начальником Управления назначается генерал-лейтенант Шелимов Николай Павлович. В 1953 году вводится новый штат, и численность Управления сокращается на 20%. Четыре отдела с тематикой исключаются из состава Управления. В 1954 году начальником Управления назначается генерал-майор ИТС Девяткин Борис Александрович.

Преодолев «звуковой барьер», авиация в 50-е годы продолжала осваивать все большие скорости и высоты полета. Это потребовало оснастить самолеты более совершенным радиоэлектронным и авиационным оборудованием. Проходят испытания радиолокационные прицелы, обнаруживающие цели на больших расстояниях, чем оптические средства. Это СП-5 самолета МиГ-15 бис, РП-24 самолета МиГ-19, РП-21 самолета Миг-21, РП-6 самолета Як-25 и др. Вопросам создания и отработки радиолокационных станций уделялось большое внимание, достаточно сказать, что было спроектировано несколько экспериментальных истребителей перехватчиков, оборудованных различными вариантами этих станций. Прошел испытания самолет-бомбардировщик Ил-28, который, благодаря в том числе и достаточно современному связному, навигационному и локационному оборудованию, встал в ряд самолетов долгожителей.

В связи с бурным развитием радиолокационных прицелов в октябре 1955 года из Управления Испытаний Авиационного Вооружения передается отдел испытаний прицелов воздушной стрельбы и бомбометания. Начальник отдела – Польский Анатолий Афанасьевич, который в декабре 1955 года назначается заместителем начальника Управления, а в 1959 году – начальником Управления. 20 июня 1955 года создан отдел испытаний автоматизированных комплексных систем наведения и управления истребительной авиацией, который в июне 1959 года передается в Управление испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей. В марте 1956 года созданы три новых отдела: испытаний авиационной ИК-техники, средств РПД и авиационного телевидения. В ноябре 1959 года директивой НГШ ВВС авиационный испытательный полк преобразуется в эскадрилью, а отдел аэрофотослужбы передается в Управление, базирующееся в г. Феодосия. До перевода отдела проведены испытания самолетов-разведчиков МиГ-19Р, МиГ-21Р, Як-25РВ и Ил-28Р.

60-е годы начинаются с очередной реформы – в ГК НИИ ВВС вводятся: ГОС НИИ-6, воздухоплавательный НИИЦ, 8 ЛИЦ с полигонами и станциями, происходит изменение нумерации Управления и его названия, а на базе 8 ЛИЦ создается Управление испытаний авиационной техники для авиации ВМФ. В феврале 1964 года расформировывается авиационная эскадрилья в Управлении, а в сентябре предписано к 25 августа 1965 года создать новую базу и перебазироваться с Чкаловской в г. Ахтубинск. Что и было сделано. В жизни Управления начался новый этап.

Работы по перебазированию в/ч 52530 с Чкаловской в Ахтубинск были начаты еще в 1960 году. Возглавлял Управление в то время полковник Польский Анатолий Афанасьевич. Когда вопрос о перебазировании Управления был решен, Анатолий Афанасьевич добился у командования ВВС разрешения на разработку аванпроекта лабораторно-испытательного комплекса Управления в Ахтубинске, который бы обеспечил отработку и испытания современного и перспективного авиационного специального и радиоэлектронного оборудования на более высоком техническом уровне, чем позволял лабораторный комплекс на Чкаловской. Уже осенью 1961 года был заложен фундамент лабораторного корпуса и корпуса «Климат». Через четыре года был создан и введен в эксплуатацию уникальный по тому времени высотно-климатический комплекс, а к 1970 году был создан современный лабораторно-стендовый комплекс, оснащенный аналоговыми и цифровыми моделирующими и вычислительными установками, с большими возможностями последующего развития и модернизации.

В 1965 году началась приемка строящихся объектов и постепенный переезд. Перебазирование Управления, которое происходило без перерыва в проведении испытаний и научных исследований, приводило к уходу наиболее подготовленных кадров, к определенной утрате накопленного опыта. В период с 1963 по 1969 годы сменилось 90% инженерно-технического состава и почти 100% рабочих и служащих СА.

Но было и положительное. Управление разместилось в новом современном здании главного лабораторного корпуса, в котором многие лаборатории были обеспечены централизованным кондиционированием воздуха. На каждом этаже имелось по три холла для отдыха, большой конференц-зал со сценой и стационарными киноустановками. Все помещения были радиофицированы.

Для проведения механических и климатических испытаний был построен лабораторный корпус «Климат», оборудованный уникальными стендами, термобарокамерами, камерами движения пыли, влаги, солнечной радиации. Оборудование позволило создавать условия работы авиационной техники, соответствующие реальным, вплоть до космических.

Наиболее сложные участки по созданию лабораторий на новой базе возглавляли Польский А.А., Синяк А.С., Гусаров В.И., Антонов В.Я., Любимов А.В., Кадыш И.С.

В те годы техника, поступавшая на испытания, существенно усложнялась как функционально, так и разнообразием и количеством комплектующих элементов. Бортовая аппаратура имела в среднем в 1960 году 570 элементов, а в 1970 году – 3200. Наземная соответственно 730 и 7200. Вопросы надежности аппаратуры стали приобретать все большее значение в испытаниях, в процессе которых стали использоваться методы полунатурного моделирования. Разработку их проводили Розенков С.П., Добычин А.И., Алферов В.В., Исаев А.С., Любимов А.В., Комаров А.И., Кадыш И.С., Бужинский Н.Н., Тяпкин Б.В.

В 60-е годы личный состав Управления принимал непо-средственное уча-стие в испытаниях самолетов Як-28П, Як-28РБ, Су-15М, Су-17, Су-24, МиГ-23, Миг-25П, Миг-25Р, Ил-20, на которых было установлено весьма совершенное оборудование. Достаточно упо-мянуть точную автономную систему навигации «Пеленг-Д», радиолокатор «Смерч-А», автоматизированную систему наведения «ЛазурьМ» - «ВоздухМ».

Работы, проведенные в 60-е годы, определили необходимость комплексного подхода при испытаниях и оценке радиоэлектронных систем самолетов и наземных средств с оценкой по обобщенному критерию – боевой эффективности. И в 1970-1972 годах структура Управления была реорганизована в основном в интересах обеспечения именно комплексной обработки и оценки эффективности авиационного и радиоэлектронного вооружения самолетов. Хотя следует отметить, что для объективной оценки по обобщенному критерию на практике и на сегодняшний день не решен ряд математических проблем.

Анатолию Афанасьевичу Польскому удалось сколотить исключительно дружный, работоспособный коллектив, завоевавший большой авторитет среди ОКБ и НИИ промышленности и у командования ВВС, без которого эти задачи в такие короткие сроки решить было бы невозможно. А.А.Польский был признанным руководителем – лидером. Общительный, вежливый и внимательный он пользовался большим авторитетом у подчиненных и вышестоящих начальников. В 1966 году Анатолию Афанасьевичу была присуждена Государственная премия СССР, а в 1971 году ему было присвоено высокое воинское звание – генерал-майор авиации.

После увольнения в 1974 году из рядов Вооруженных Сил в запас А.А. Польский работал заместителем начальника ЛИИ МАП, затем начальником Научно-исследовательского Института авиационного оборудования (НИИ АО), а с 2003 года ведущим сотрудником НИИ АО.

С осени 1981 года приказом трех министров и Главнокомандующего ВВС А.А.Польский был назначен ответственным руководителем совместных испытаний по этапу А самолета А-50 и неоднократно прилетал в НИИ ВВС для обсуждения хода испытаний.

В 1974 году начальником Управления был назначен генерал-майор инженер Исаев Александр Степанович.

Характерной особенностью структуры Управления 70-х годов было то, что она позволяла вновь объединить исторически сложившиеся направления испытаний в рамках единого научно-технического руководства и предусматривала создание двух новых направлений: летных испытаний комплексов радиоэлектронного и авиационного оборудования и комплексных испытаний систем радиоэлектронного оборудования. Получили дальнейшее развитие испытания систем опознавания, средств прорыва ПВО противника и радиотехнической разведки. Определенную роль в этом сыграли боевые действия на Ближнем Востоке.

В 70-е годы под руководством и с участием специалистов Управления проведены испытания комплексов РЭО и АО самолетов МиГ-23М, Миг-25 ПД, МиГ-25РБ, МиГ-27, Су-17М, Су-17М3Р, Су-24М, Су-24МП, Су-25, Ту-22М. Испытываются многорежимные комбинированные системы, лазерные и лазерно-телевизионные системы, бортовые цифровые вычислительные машины, которые являются основой, «мозгами» всех комплексов. Проводится полунатурное моделирование прицельно-навигационных систем взрывателей и головок ракет с оценкой их эффективности в условиях радиоэлектронного противодействия. В 1975 году создается отдел испытаний систем госопознования, который проводит большое число испытаний систем на различных типах летательных аппаратов.

В конце 60-х начале 70-х испытываются принципиально новые радиолокационные станции. Это станции бокового обзора, позволяющие существенно улучшить качество получаемого изображения.

В 1975 году были проведены испытания вертолетной телевизионной системы контроля за снижением и посадкой спускаемого аппарата при первом международном космическом полете по программе «Союз-Аполлон». Благодаря этому многие жители Земли смогли увидеть прямой репортаж из района посадки от момента входа аппарата в атмосферу до приземления

В 1985 году начальником Управления назначается полковник Андросов Александр Максимович.

В 80-е годы проводились испытания комплексов и средств активного и пассивного радиоэлектронного противодействия для многих типов самолетов ВВС, комплексов воздушной разведки, систем госопознавания, систем ближней, дальней и космической навигации, различных видов радиосвязи, радиотехнических и светотехнических систем посадки, систем энергоснабжения летательных аппаратов, систем автоматического управления полетом, систем автоматизированного контроля аппаратуры наведения, образцов командных пунктов. Управление принимало участие в испытаниях самолетов Ту-22М3, Су-27, МиГ-23МЛ, МиГ-27К, МиГ-29, МиГ-31.

Управление было головным при проведении испытаний самолетов – постановщиков помех, разведчиков и авиационного комплекса радиолокационного дозора А-50.

В 1991 году начальником Управления был назначен полковник Ивановский Вадим Николаевич. В это время Управление проводит испытания вертолета Ка-252РЛД, РУК, систем предупреждения столкновения самолетов в воздухе, машины авиационного наводчика, систем опознавания на различных летательных аппаратах, систем объективного контроля, принимает участие в испытаниях авиационных комплексов Ту-160, Су-25Т, Су-25ТМ, МиГ-31Б, В-80, Ми-28, комплексов автоматизированной обработки и анализа информации.

В 1994 году начальником Управления был назначен полковник Корень Николай Федорович. Особенностью деятельности Управления в период с 1995 года явилось дальнейшее сокращение объема проводимых работ и организационно-штатные изменения, связанные с реформированием и изменением штатной численности ВВС.

Этот период характеризуется резким снижением поставок объектов на испытания в связи с недостаточным финансированием предприятий промышленности, прекращением разработок целого ряда объектов из-за отсутствия финансирования и по причине того, что многие предприятия – разработчики после развала СССР оказались за пределами Российской Федерации. Отсутствие ГСМ и других материальных средств для проведения работ на базе в/ч 15650 привело к затягиванию сроков проведения испытаний. Были начаты работы по испытаниям объектов авиации ВМФ, которые ранее проводились войсковой частью в г.Феодосия.

1 марта 1998 года в/ч 52530 была переформирована путем объединения двух Управлений с расширением тематики и одновременным сокращением штатной численности.

Характерной особенностью развития бортового и наземного авиационного и радиоэлектронного оборудования в указанный период является сокращение числа новых разработок. Большое внимание уделяется модернизации комплексов бортового оборудования существующих летательных аппаратов с целью обеспечения решения новых задач или же повышения эффективности боевого применения путем улучшения точностных характеристик.

При этом основными направлениями модернизации являлись:
1.Совершенствование навигационного обеспечения путем внедрения спутниковых навигационных систем.
2.Совершенствование информационного обеспечения экипажей ЛА, алгоритмов обработки и анализа информации бортовых датчиков путем введения в БЦВС существующих бортовых комплексов современных быстродействующих спецвычислителей и внедрения систем индикации на жидких кристаллах.

Личным составом Управления в этот период проводился большой объем работ по оценке модернизированных комплексов БРЭО самолетов Су-24М, МиГ-29, Су-27.

За проведение испытаний беспилотного комплекса разведки группа специалистов Управления была удостоена государственных наград.

Наряду с проведением испытаний объектов авиационной техники личным составом проводилась большая работа по оказанию непосредственной помощи строевым частям ВВС и авиации ВМФ. Так в период с декабря 1995 года по март1996 года офицеры Управления приняли непосредственное участие в походе в Средиземное море на ТАКР «Адмирал Флота М.Кузнецов».

В 1999 году начальником Управления был назначен полковник Костров Николай Витальевич.

В настоящее время электроника самолета по стоимости равнозначна стоимости золота аналогичной массы, объем ее испытаний составляет около 70% от общего объема испытаний авиационного комплекса. Это подтвердилось и при участии в испытаниях самолетов МиГ-29, Су-27, Ту-160.

За прошедшие полвека развитие радиоэлектронного и авиационного оборудования претерпело значительные изменения. Точность навигации возросла с десятков километров до десятков метров, в том числе в сложных метеоусловиях. Дальность радиосвязи увеличилась с десятков километров до нескольких тысяч километров, а с использованием спутников стала глобальной. Зоны обнаружения целей радиолокаторами изменились от единиц километров до нескольких сотен километров с возможностью одновременной атаки десятка целей. Системы автоматического управления позволяют осуществлять полет без вмешательства летчика по заданному маршруту вплоть до наведения на заданную воздушную цель и осуществлять посадку на заданный аэродром. Комплексы обороны самолета в дополнение к огневым средствам получили возможность маскировать свой самолет, давать противнику ложную информацию о параметрах его движения, уводить его самонаводящиеся средства поражения, нарушать связь и навигацию. Средства воздушной разведки стали зрячими и в пыль, и в туман, и в облачность днем и ночью. Появилась возможность передачи материалов разведки с борта самолета на наземные и морские командные пункты. Системы контроля прошли путь от простейшего прибора тестера ТТ-1 до комплексных систем автоматизированного контроля на земле и встроенных систем контроля на борту, позволяющих в считанные минуты и даже секунды оценить состояние летательного аппарата с указанием места неисправности. В целом авионика все больше помогает летчику. Она улучшает его «зрение», расширяет память, ускоряет реакцию, помогает принять оптимальное решение и разгружает его в полете.

Одна из особенностей этого периода жизни Управления состоит в том, что при определенном общем уменьшении количества испытаний тематика работ расширяется. Вторая особенность – значительное сокращение численности Управления по причинам экономических трудностей в государстве.

В настоящее время начальником Управления является полковник Беляев Михаил Юрьевич.

Личный состав Управления в прошедшие годы оказывал интернациональную помощь КНР, КНДР, ДРВ, ОАР, ДРА, принимал непосредственное участие в учениях «Днепр», «Бухарест», «Двина», «Запад-72», Запад-81», показах авиационной техники.

В Управлении имеются все условия для научной деятельности. Из стен Управления вышли член-корреспондент АН СССР доктор химических наук Чибисов К.В., ряд докторов и кандидатов технических наук.

В Управлении служили одиннадцать Героев Советского Союза: Бражников А.С., Бряндинский А.М., Данилин С.А., Зюзин П.Д., Иванов В.А., Костылев А.М,, Лацков Н.С,, Мазурин Ф.М., Мостовой Н.А,, Романюк В.Г., Спирин И.Т., «Заслужнный летчик-испытатель СССР» полковник Русаков Н.И., «Заслуженный штурман-испытатель СССР» полковник Дульский Н.Г.

За самоотверженность и большой вклад в оснащение ВВС новой авиационной техникой многие военнослужащие награждены орденами и медалями. Среди них одна женщина – Осьмухина О.Н. Офицеры Кулишь В.Г., Марсаков А.И. и Пономарев А.М, совершили благородные поступки по спасению людей и награждены медалями «За спасение утопающих».

Ряду офицеров присвоено звание «Почетный радист».

Управление за время своего существования не только выполняло большую испытательную работу, но и являлось кузницей высококвалифицированных кадров. Из стен Управления вышли: начальник ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского - Волков В.И., главный штурман ВВС – Стерлигов Б.В., председатель НТК ПВО страны Угер Г.А, начальники ЗОС ВВ, - т.т. Столяров П.А. и Харитонов С.Н, начальники заказывающих Уравлений ВВС – Данилин С.А., и Девяткин Б.А., помощник начальника Генерального Штаба МО СССР – Шелимов Н.П., главный метролог ВВС Шелевиля В.Ф., заместитель начальника ЛИИ МАП – Польский А.А., начальники факультетов военных учебных заведений – Поздеев С.Т., Коршунов А.Ф., Полканов Н.И., Неустроев К.В. Многие возглавили различные представительства заказчика, входили в руководство различных институтов и конструкторских бюро, руководили кафедрами и преподавали в военных и гражданских академиях и училищах.

Материал любезно предоставил Ивановский Вадим Николаевич,
подготовка к публикации: Сахарова Наталья.


Scroll to Top