Ахтубинск с чей - то легкой руки стали называть авиационной столицей России. Здесь нет преувеличения. Такое признание исторически закономерно благодаря основанию и развитию Ахтубинской авиационной испытательной базы, основы которой были заложены первопроходцами во второй половине сороковых годов. В годы Великой отечественной войны между железнодорожной станцией Ахтуба и селом Владимировка находился грунтовый полевой аэродром, откуда вылетали самолёты во время Сталинградской битвы. Официально авиационная история Ахтубинска начинается с июля 1947 года, когда во Владимировку был перебазирован 27 отдельный смешанный испытательный авиационный полк (войсковая часть 23570) в составе 6-ти эскадрилий под командованием полковника Ф.М. Федоренко для проведения испытаний авиационного ракетного управляемого вооружения. Эта дата и стала датой создания Владимировского (ныне Ахтубинского) гарнизона.
С этого полка все и началось: первые дома, первые улицы, ДОСА, стадион, баня, котельная и вообще новая жизнь в этом месте. Они были Первыми.
Именно здесь с 1948 и в 1950-е годы прошли испытания все виды советского авиационного ракетного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», поступившие позже на вооружение истребителей и перехватчиков Су-9, МиГ-19, МиГ-21, бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16 и Ту-95. Это был сложный период роста нагрузки по испытаниям объектов нового вида авиационной техники - ракетного управляемого вооружения ВВС и войск ПВО страны. Уже велись испытания целого ряда ракет “воздух-воздух”, неуправляемых ракет, крылатых ракет, самолётов-мишеней и др. Впереди, с конца 50-х годов, планировались испытания более сложных объектов вооружения. Для обеспечения предстоящих испытаний в декабре 1960 г. были проведены структурные изменения испытательных организаций. Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС (Чкаловский), Государственный научно-испытательный институт № 6 ВВС (Владимировка), Воздухоплавательный научно-испытательный центр (Вольск), 8-й летно-испытательный центр (Феодосия) с входящими в их состав управлениями, полигонами и испытательными станциями были реорганизованы в единый 8 Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС – 8 ГК НИИ ВВС (в/ч 15650), в дальнейшем 929-й Государственный летно - испытательный центр министерства обороны им. В.И. Чкалова – 929 ГЛИЦ МО с местом постоянного базирования город Ахтубинск. Некогда испытательный полигон для испытания беспилотного и управляемого оружия постепенно превратился в крупнейшую научно-испытательную организацию Военно-Воздушных Сил, которой стало под силу проводить летные эксперименты и научные исследования самой высокой сложности. Именно здесь получили и получают путевку в жизнь практически все самолеты военной авиации.
Однако мало кто знает, что первая страница авиационной истории Ахтубинска была написана задолго до описанных выше событий.
1919 год. После Октябрьской революции в России идёт гражданская война.
На Царицынском фронте действовал 18-й отдельный воздухоплавательный отряд, базировавшийся недалеко от реки Ахтубы. В нем, кроме прочего оснащения воздухоплавателей того времени, имелось несколько старых парашютов, доставшихся Красному Воздушному флоту от Русского императорского военно-воздушного флота, но не использовавшихся им. Не удивительно - французские парашюты системы "Жюкмесс" представляли собой довольно ненадежную громоздкую систему. Парашют при этом помещался в специальное конусное прорезиненное ведро, которое подвешивалось снаружи к корзине аэростата. Молодой воздухоплаватель отряда, помощник фотографа по своей гражданской профессии, Александр Владимирович Эдельштейн решил совершить показательный прыжок с парашютом из корзины привязного аэростата. Одним из первых в Советской России прыжок с парашютом из корзины аэростата совершил красноармеец 18-ого отдельного воздухоплавательного отряда Александр Владимирович Эдельштейн в день годовщины Красной Армии 23 февраля 1919 года в местечке Ахтуба тогдашней Астраханской губернии. Вот что позднее рассказывал о своем первом прыжке с парашютом А. В. Эдельштейн: "Наш небольшой гарнизон стоял в местечке Ахтуба Астраханской губернии. Тогда у меня родилась мысль совершить с аэростата прыжок с парашютом. Узнав о моем намерении, товарищи по отряду пытались уговорить меня отказаться от этой затеи, но я твердо решил выполнить прыжок и готовился к нему" В полдень привязной змейковый аэростат подготовили к подъему. Возле него собрался весь отряд, а также жители соседнего местечка.
После небольшого митинга раздалось несколько выстрелов, извещающих о начале подъема. Заработала лебедка. Аэростат покачнулся и начал плавно подниматься над землей. Вот он достиг запланированной высоты в 850 метров и замер на месте. Пилот подал условный сигнал для отделения, и Александр Эдельштейн покинул борт аэростата. За ним тянулась веревка, которая вытягивала из чехла стропы и купол парашюта. Через пару секунд, к восторгу собравшейся публики, над головой первого советского парашютиста раскрылся белоснежный купол. Под гром аплодисментов Александр благополучно приземлился, выполнив первый в истории Красной Армии показательный прыжок из поднебесья.
Колосов Александр Васильевич, 2023