История ГЛИЦа - это история нашей отечественной авиации. Тысячи образцов авиационной техники прошли испытания с момента организации Опытного аэродрома 21 сентября 1920 года. Все их даже невозможно перечислить. Но в этом огромном потоке нового, есть действительно образцы научного и технического совершенства, которые, как яркие ориентиры, ведут нас по истории боевого авиастроения, истории Летного Испытательного Центра.
Начало века реактивной авиации... Преодоление барьера звуковой скорости. Это осуществляет Герой Советского Союза полковник Иванов Василий Гаврилович на самолете МиГ-19 в 1954 году. Одна из улиц нашего города носит его имя. Плодотворным в деятельности испытателей был период с 1958 по 1964 г. Именно в это время прошли испытания самолеты Су-9, Су-11, МиГ-21ПФ, Ту-128, Су-15, Як-28 и другие. Среди руководителей испытателей - выдающиеся специалисты - инженеры: Бытко С.А., Власов Н.Г., Голушков Я.М., Горохов Н.В., Елисеев В.Г., Ефимов В.К., Животнев АЛ., Калачев Ю.М. и другие. Летчики: Авдеев В.И., Андрианов Б.М., Андреев В.М., Баранов В.Н., Белясник П.П., Береговой Г.Т" Бобровицкий М.И., Думитраш Г.Щ Захаров Н.П., Иванов, В.Г., Кабрелев П.Ф., Князев Э.М., Корову шкин Н.И., Котлов В.С., Лесников И.И., Микоян С.А,, Петерин Л.Н., Плюшкин В.Г., Рогачев Ю.И, Серегин В.С., Трусов Н.П., Яцун В.В.
Семидесятые годы связаны с началом испытаний самолетов третьего поколения, среди которых комплекс перехвата МиГ-25П. Испытательную бригаду возглавляли Е.И. Лозовой, Р.Г. Сидорин. Ведущие летчики-испытатели А.В. Кузнецов и Г.А. Горовой, который выполнил на этом самолете свыше семисот полетов. Практически одновременно проводились испытания разведывательно-ударного комплекса МиГ-25 РБ. Руководитель бригады - И.М. Осипов, летчики-испытатели А.С. Бежевец, Н.И.Стогов. Этот самолет мог осуществлять бомбометание по площадным целям из стратосферы. По скорости и высоте полета, а также по некоторым конструктивным решениям самолеты класса МиГ-25 не имели аналогов в мире.
В ноябре 1972 года были закончены государственные испытания самолета Су-24. Руководитель испытательной бригады - Елисеев В.Г., летчики Лаврентьев С.А., Рухлядко Н. Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, серийный выпуск Су-24 .и его модификаций составил 1400 единиц, поставлялся за рубеж в 4 страны, находится на вооружении Российских ВВС до настоящего времени. В составе его вооружения полный набор неуправляемого и высокоточного управляемого оружия для 'поражения любых морских и наземных целей во фронтовой полосе круглосуточно и в любую погоду, а также оборонительные ракеты класса "воздух - воздух" с тепловыми головками самонаведения. Только в период с 1960 по 1980 годы было проведено 13 тысяч 500 испытательных работ, из них государственных 4500, выполнено более 1000 научных работ, защищено 100 диссертаций.
К этому времени Летно - испытательный центр, его база, кадры были готовы принять на испытания самолеты 4 поколения МиГ-29 и Су-27, с которыми Россия вышла на мировой рынок. В частности, разработка самолета Су-27 началась в 1969 году. Испытания эти самолеты проходили на базе ГЛИЦ. Руководили испытаниями самолета Су-27 Г.Д. Дараган, Ю.Л. Соловьев, В.Н. Тимошенко, И.А. Роговский. Ведущие летчики В.М.Чиркин, В.С Картавенко. На самолете МиГ-29 руководители бригады И. Г. Крестинов, А.И. Таранников, ведущие летчики - В.В. Мигунов, В.И. Кондауров.
Летом 1988 года представитель самолётов 4-го поколения МиГ-29 впервые появился в английском небе. А через год во Франции на авиационном салоне Ле Бурже был продемонстрирован Су-27. С этого момента началось триумфальное шествие самолетов МиГ-29 и Су- 27 и их модификаций по мировым салонам и аэродромам, удивляя и восхищая не только обывателей, но и крупнейших зарубежных специалистов в области боевого авиастроения.
В.В.Удалец