О родном крае

  • Автор темы Автор темы SaganSS
  • Дата начала Дата начала
ПОКРОВКА

Село Покровка существует с 1896 года. До 1896г. Покровка называлась «Верхний Хутор».

«Верхний Хутор» в то время располагался в диких степях, которые изобиловали птицей и зверем. Особенно много зверья водилось в лесах, камышах, болотах. В одиночку туда было ходить опасно – случалось, что звери нападали на скот и людей. В степи тоже жить было небезопасно. Высокие травы скрывали хищных животных: волков, шакалов.

В «Верхний хутор» царское правительство ссылало повстанцев из Архангельской и Владимирской губерний. Ссыльные возили соль с озера Баскунчак к берегам Волги.

Старожилы рассказывали, что случались частые набеги киргизов и калмыков на степи «Верхнего хутора». Они забирали весь скот, вещи, угоняли в плен людей. В плену люди часто подвергались пыткам. Особой жестокостью отличались хан Обдений Тань-Тань – по происхождению монгол.
Представителями царского правительства на селе были урядник, стражник, полиция. В «Верхнем хуторе» стражниками служили хуторяне Шиянов и Котов.

В 1896г. население хутора насчитывало более 100 дворов. Возникла необходимость в собственной церкви. Построенную в хуторе церковь посвятили Покрову. Дьяк взялся обучать детей. К нему в сторожку приходило 10-15 мальчиков (девочек не принимали). За учение платили деньги. В 1910г. в селе открылась церковно-приходская школа. Младший, средний и старший классы вел один учитель. В младшем классе училось 40 детей, в среднем – 35, в старшем–30.

Многие дети в то время рождались слабыми. Около 50% детей умирало ещё в раннем детстве. Рождению ребенка в семье не радовались, так как он считался лишним ртом. Особенно не довольны были рождением девочек, т.к. на них земли в степи и займище не давали, а подати за них было положено. Платили подать в размере 7 рублей 50 копеек на человека.

Дети крестьян села Покровка до 10 лет ходили без штанов, донашивали длинные рубахи старших детей. Девочкам носить трусы или штаны было не положено, они ходили в длинных до пят платьях или юбках.
Женщина была подчинена мужу, а в девках – отцу. Но, несмотря на строгий и жесткий контроль со стороны родственников и соседей, были случаи, когда девушки или женщины рожали до брака либо в отсутствии мужа. Незаконнорожденных детей заставляли подкидывать тем, у кого их, по каким либо причинам, не могло быть. Участь таких детей была тяжела: их все презирали. Девушкам, родившим до брака, считалось обычаем мазать ворота, заборы, ставни дегтем или навозом. После этого девушка была опозорена.

В 1914 в Покровке уже насчитывалось 676 дворов с населением более двух тысяч человек. Наиболее влиятельными людьми тогда были поп, дьяк, торгаши. Среди них особенно выделялся Кулаков Павел Матвеевич, а также рыбопромышленник Савицкий Михаил Романович. Наиболее зажиточными были Калашников И.Е., Шашков Г.П., Заикин А.П., братья Шашковы, Коновалов С.В., Сереченко Е.С. и Цыганов С.М. Не все кулаки жили чисто. Дома их кишели клопами, тараканами, блохами. А рыбопромышленники и торгаши жили чисто. В их руках находилось до 70% богатств села Покровки.
Покровский сельский совет образовался на территории села Покровка Царевского уезда Царицынской губернии протоколом №4 заседания Царевского уездного съезда Советов 16 мая 1918года «Об утверждении на селе Покровка волостного сельского совета».

Покровский сельский совет подчинялся:
1918 – 1922 г.г. Царевскому уездному Совету, Царицынской Губернии
1923 – 1925 г.г. Пришибскому уездному совету, Царицынской губернии
1925 – 1927 г.г. Ленинскому районному совету, Царицынской области
1928 – 1930 г.г Владимировскому районному совету, Астраханского округа, Ниже – Волжского края.
VIII 1930 – 1934 г.г. Вламмировскому районному совету Астраханского межрайона, Ниже – Волжского края
1934 – VI 1937 г.г. Владимировскому райсовету Астраханской области
С февраля 1975 года Ахтубинскому городскому совету Астраханской области.

К территории сельского совета относились село Покровка и хутор Дмитриевка.
Документы постоянного хранения сельского совета с момента образования по 1940 год не сохранились. По личному составу документы сохранились с 1942 года.

На основании закона «О местном самоуправлении РСФСР» статья 29 пункт 3 и решение седьмой сессии двадцать первого созыва Ахтубинского районного Совета народных депутатов от 10 декабря 1991 года ликвидирован исполнительный комитет сельского Совета.

Распоряжением №13 от 8 января 1992 года главы администрации Ахтубинского района образована администрация села Покровка. На основании Указа Президента РФ №1760 от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращена деятельность Покровского сельского Совета народных депутатов.

Гражданская война в стране затронула и село Покровка. В районе ерика «Куркин» был тяжело ранен отец легендарного полководца Семена Михайловича Буденного. Покровчане привезли его в село, поручили ухаживать за ним гражданину Кравцову. Похоронили Михаила Буденного на околице села, где поставили памятник. В село приезжал его сын, С.Н.Буденный, чтобы выразить жителям благодарность и поклониться могиле отца.

В период двадцатых годов революционная молодежь в Покровке устраивала вечера, организовывала спектакли, чтобы укрепить Советскую власть. Нехватка грамотных людей на селе заставила обратиться за помощью к попу. Он организовал хор и труппу артистов, а сам стал за суфлера.
Большую роль в становлении Советской власти в селе Покровка сыграли Деникин Василий Петрович, Черкасов, Красюков Иван Васильевич.

В феврале 1930 года на основе добровольного объединения крестьян села Покровка был организован колхоз «Бедняк». Первым председателем колхоза был избран Черкасов, секретарем ячейки ВКП (б) – Красюков И.В. В Покровской ячейки тогда было 6 – 7 человек. Деникин В.П., комиссар, активно принимал участие в укреплении Советской власти.

В 1935 году колхоз «Бедняк» был переименован в колхоз имени 15 лет ВЛКСМ, Владимировского района. Территориально колхоз с 1944 года по май 1956 года относился к Капустинскому району, а с мая 1956 года перешел вновь во Владимировский район, который с 21 февраля 1975 года был переименован в Ахтубинский.

УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Покровка - Родина двух героев. Кавалерами Золотой Звезды Героя стали Петр Кузьмич Гужвин и Иван Николаевич Зайцев.

В начале ноября 1942 года в предгорьях Кавказа стрелковый взвод, которым командовал офицер П.К.Гужвин, обороняя стратегический важный участок фронта. 20 ноября 1942 П.К.Гужвин, чтобы спасти от смерти бойцов своего взвода и выполнить задание, закрыл грудью вражескую амбразуру. Президиум Верховного Света СССР посмертно присвоил младшему лейтенанту Петру Кузьмичу Гужвину звание Героя Советского Союза. П.К.Гужвин похоронен в районе горы Алагир.
А через три месяца 23 февраля 1943 года этот подвиг повторил рядовой Александр Матросов.

Ратный путь И.Н.Зайцева только начинался осенью 1942 года. Он прошел путь от Волги до Дуная, сражался на Курской дуге, под Сталинградом, под Харьковым. Освобождал Яссы, Кишинев, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию.
20 октября 1944 года подразделение И.Н.Зайцева вышло к Дунаю, в район станции Бажино. За мужество и отвагу, умелое руководство подразделениями полка, проявление в боях на Дунае И.Н.Зайцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он окончил Военную академию имени М.Ф.Фрунзе и академию Генерального штаба.

В августе 1967 года в центре села Покровка был открыт памятник Герою Советского Союза Петру Кузьмичу Гужвину.
А всего в войне участвовало 87 сельчан.

В послевоенные годы колхоз развивался и укреплялся. Колхоз имел 14 бригад в своем хозяйстве, ремонтную мастерскую, тракторный парк, гараж.

За достигнутые успехи в социалистическом соревновании 1967 года в честь пятидесятилетия Советской власти был награжден переходящим Красным знаменем Министерства сельского хозяйства. По итогам социального соревнования было награждено правительственными наградами: за седьмую пятилетку 12 человек, за восьмую 4 человека, за 1973 год – 6 человек.

30 октября 1992 года на основании постановления правительства РФ от 4 сентября 1992 года и решение малого Совета Ахтубинского Райсовета от 30 октября 1992 года №173, собрания уполномоченных колхоза имени 15 лет ВЛКСМ реорганизован в коллективное сельскохозяйственное предприятие «Покровское».

ХУТОР ЗУБОВКА - ДМИТРИЕВКА

Название хутор получи по фамилии помещика Зубова. Бывший крепостной Зубова, Коньков Давид Михайлович, 1864 года рождения рассказал о том, что Зубов, как говорил ему дед, приехал из Ярославской губернии, и привез своих крепостных крестьян. Граф Зубов занимался больше животноводством, чем земледелием, ибо обширные степи давали хороший подножный корм для скота.

Граф Зубов был помещик строгий, наказывал за малейшую провинность, имел палача, который порол провинившихся розгами, плетью или кнутом. Зимой барин специально приезжал на своих лошадях из Одессы, чтобы поохотиться на зайцев, лис, хорьков.
Крепостные крестьяне жили чрезвычайно плохо. На 300 семей приходился один квадратный километр земли, а сенокосных лугов совершенно не было. На барина работали 5 дней в неделю, на себя только 2 дня и по ночам, к тому же надо было отработать оброк и барщину.

Перед близким освобождением крестьян от крепостной зависимости граф Зубов умер. Наследницей его большого имения осталась его единственная дочь, которая, получив имущество и крепостных, вышла замуж за одесского купца Урусова. Сам Урусов в Зубовке не жил, а имел доверенное лицо – управляющего. Последним управляющим был Гороховский Исай Филиппович из села Пологое Займище.
В 1861 году крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Но земли крестьяне не получили. Все кругом было барское, занимать землю было нельзя, а арендовать – не за что.

О жизни крепостного люда рассказал Д.М.Коньков «тяжелое было время, как вздумаешь о том и про ту жизнь, сердце кровью обливается. Как будто ни как жить было нельзя, а люди терпели и все же жили… Мы тогда барина боялись как огня, потому что барин Зубов был особенно жесток, мстителен и хотел, чтобы ему никто не возражал».

В 1900 году в Зубовке за счет крестьян была построена небольшая церковь. Крестьяне отчисляли церкви десятую часть своего имущества, нажитого в году. Эти средства шли на содержание попа и помещика. Церковь существовала 38 лет (до 1938 года), а затем была закрыта и сломана под амбар для засыпки колхозного хлеба.

Как Зубов, так и Усов имели от царского правительства большую поддержку. Им было разрешено держать за свой счет стражу – сотню казаков – наемников, которые охраняли помещичье хозяйство. Казаки должны были защищать имущество барина во время крестьянских волнений и набегов со стороны киргизов и калмыков с Урала. Казакам платили большие деньги, создавали для них лучшие условия жизни. Кордон организовали под Волгой, недалеко от поместья барина. Казаки жили семьями. Барин выделял казакам участок пахотной и подножной земли шириной 10 км. и длиной 5 км. Сто человек казаков во главе с атаманом жили богато. Со своих лугов они накашивали по 312 стогов сена.
Крестьяне говорили, что были счастливы в том, что барин не жил здесь с семьей, а наезжал один без барыни. Ему была приготовлена хорошая квартира и женщина, с которой он жил месяца 2–3 как с женой, а затем уезжал в Одессу. Женщину барин сам выбирал, муж не имел права протестовать.

После революции 1917 года крестьяне Зубовки долго не брали барскую землю – все боялись, как бы чего не вышло. Между собой они говорили: «Не дай Бог будет переворот, барин вернется назад, тогда нам всем капут, всех нас повесят». Но и в этой среде находились революционно настроенные люди. Среди них Хайнов Алексей Хрисанфович. Ему помогал его родственник, избранный секретарем ячейки ВКП (б).

В 1950 году вышло решение правительства об укрупнении хозяйств. Дмитриевка стала бригадой колхоза имени 15 лет ВЛКСМ.

На 1 января 1997 года село Покровка насчитывает 1163 человека (в том числе в Зубовке – 43 человека). В ведении администрации находятся завод АКД, птицефабрика «Владимирская», КСП «Покровское», авторемонтные мастерские, лечебная амбулатория, средняя школа, Дом культуры, администрация, интернат, 3 торговые негосударственные точки, узел связи (в том числе сберкасса и почта).

Материал подготовлен благодаря информации любезно предоставленной сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея, за что им Большая признательность и Огромное спасибо.

P.S.

" С чего начинается в провинции музей? Обычно отвечают, что с находки костей мамонта… Ошибка это! Музеи начинаются с обретения чувства обиды за родной город. Какой обиды? А такой, что город, не имеющий музея, оказывается как бы чем-то обделённым! Ни чем иным, а памятью, знанием самого себя, своего прошлого и … даже настоящего".

В.А. Гречухин, основатель Мышкинского народного этнографического музея.
 
Село Болхуны

Болхуны – поселение очень древнее. В далеком прошлом Астраханская область представляла дикие степи, а в луговой стороне рос лес. Бродили племена татар и калмыков. Калмыки и основали небольшое поселение на обрыве к реке Безымянке. Название села Болхуны произошло от калмыцкого слова «болхохо», что значит довольно. В середине XVIII века на левый берег Волги стали переселяться украинцы и русские. Уже в XVII веке Баскунчак привлек внимание Москвы соляными богатствами озера.

В 1747 году на озере Баскунчак открывается казенный промысел. В связи с трудностями привлечения рабочей силы на солепромысел в 1768 году указом Екатерины I к солепромыслу для добычи и перевозки соли было предписано 12893 душ крестьян. С этого времени начинается заселение левобережья.

Основание села Болхуны относится к 1792 году. Это собственно не основание села, а первое официальное сообщение. Переселенцы из Воронежской, Тамбовской губерний, Украины принесли свои традиции, диалекты, говор в Болхунах – украинский.
Первые постройки домов, расположение улиц было вдоль Ахтубы от Ярошевой кручи к северу и вдоль берега протока Безымянного.

Бедняки строили дома из местного материала: деревянные с соломенной крышей, трубой. Трубы делались из плетней, обмазывались глиной, пол земляной. Окна выходили во двор, т.к. с уличных окон платили налог.

Зажиточное и богатое население строилось на Красной улице. Население занималось скотоводством, земледелием, садоводством. Впоследствии часть бедняцкого населения занималась отходничеством: уходило работать по сезонам в г. Астрахань на рыбные промыслы. Территориально Болхуны все больше и больше застраивались. К 1877 году в селе была церковь, волостное управление, пожарный обоз, 55 лавок, более 100 ветряных мельниц, 3 хлебных магазина, 3 винных склада, еженедельные базары, 3 ярмарки в год. Торговцы Болхун в летнее время содержали за свой счет пристань на Волге, Герасимов Яр, что под Грачами. В разлив Волги и Ахтубы к берегам Болхун приходили большие баржи, груженные лесом, кирпичом, глиняной посудой, товарами, закупленными в Нижнем Новгороде. Давали доход горчица и арбузы. Арбузы продавались в Москву и Питер, горчица на волжские горчичные заводы на переработку. Шерсть и кожа отправлялись перекупщиками за границу, в основном в Германию. Рыбу держали в специальных садках до морозов и в замороженном виде отправляли в рогожных кулях в Москву и Петербург.

Если к 1877 году в Болхунах было более 100 ветряных мельниц, то к началу XX века их число уменьшилось. К этому времени в Болхунах были построены 2 паровые мельницы: одна двухэтажная, другая вальцовая с электричеством – пятиэтажная. Находились они на речке Безымянной, одна против другой. Пятиэтажную мельницу строил некто Ляхов. Эта мельница была снесена в 1924 году. Кроме того, в Болхунах была маслобойка горчичного масла и прососушка.

В 1880 году были большие пожары, выгорали целые кварталы, но снова быстро застраивались. Большой пожар был в 1922 году. В этом пожаре сгорела деревянная аптека, старая церковь с богатым убранством, лавки и магазины на центральной площади.

В 1890 году разразился голод, много жителей умерло. В 1892 году была вспышка холеры.
По административному составу с. Болхуны было волостью, входило в Енотаевский уезд Астраханской губернии. Сельская власть была у волостного старшины и сельского старосты, а политическая верхушка – пристав, земский начальник, урядчик и 6 полицейских.

Важнейшие вопросы села решались на общем сходе, где собирались взрослые мужчины, а женщины не имели права присутствовать на сходе. На одном из сельских сходов ставился вопрос о постройке железной дороги возле Болхун по линии Саратов – Астрахань. Богатые скотоводы на сходе кричали: Ни! Не требо! Железка пориже скотину!». Этот отказ был выгоден скотоводам и совсем не выгоден торговцам села и беднякам.

В 1879 году в селе было 777 домов с населением 6067 человек. Овец было 33 тысячи голов, рогатого скота до 8 тысяч. А в 1903 году в Болхунах было 1014 дворов.

К 1900 году Болхуны достигли больших успехов в огородничестве и садоводстве. Овощи и фрукты скупались купцами-татарами из Астрахани и других городов. В Болхунах было 292 сада общей площадью 380 десятин. Они располагались вдоль берега Ахтубы, вода, из которой поднималась с помощью чигирей и направлялась самотеком до каждого дерева. Лучший сад принадлежал Макару Глазову: на 4 десятинах плодоносили 100 вишен, 60 груш, 30 абрикосов, 30 айвы, 30 персиков, 700 яблонь. Два чигиря, приводимые в движение верблюдами, день и ночь поливали огромный сад. Другой сад, заслуживающий внимания, принадлежал Ивану Глазову. Он располагался в пяти верстах от села на голом песке. Песок приходилось укреплять плетнями, многократно подсаживать новые саженцы. Но Глазов добился успеха. Еще интереснее был сад Лайкова: он давал плоды без полива. Секрет был простым: для сохранения влаги почву в саду перекапывали осенью.

Одежда болхунцев различалась в зависимости от их положения. Бедняки носили лапти, впоследствии поршни или черевики. У более зажиточных были сапоги, сапожки, барашковые шапки длинной шерсти. Шерсть пряли в каждой семье; для этого использовались прялка и веретено.
Болхунцы имели, как правило, два дома: в селе и в займище. Поздней осенью крестьяне переезжали на жительство в село.

В силу особенностей природных и экономических условий среди населения села Болхун наблюдалось резкое классовое расслоение: с одной стороны были богатые зеледельцы и скотоводы, а с другой – бедняки, батраки и рабочие – отходники на астраханские рыбные промыслы. Тяжелое положение бедняков, батраков, связь отходников с рабочими рыбных промыслов Астрахани способствовали нарастанию революционного настроения среди бедноты и интеллигенции села. В борьбе за советскую власть большую роль также играли и солдаты-фронтовики, вернувшиеся домой. В числе фронтовиков от Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов прибыл в Болхуны Олейников Петр Алексеевич в середине декабря 1917 года. Олейников сразу стал участником политических событий, он был в то время единственным членом РСДРП (б). Он понял, что необходимо как можно скорее создать большевистскую организацию. На 3 января 1918 года в здании средней школы назначили общее собрание с докладом Олейникова о большевистской партии и её задачах. После подробного доклада он предложил присутствующим на собрании записаться в члены большевистской партии. Записалось около 30 человек. Из них приняли 25 человек. Председателем организации был избран П. Олейников.
4 января 1918 года был созван сельский сход, на котором предложили ликвидировать волостную земскую управу и избрать Совет крестьянских депутатов. Предложение членов партии было одобрено. Был избран Болхунский Совет крестьянских депутатов, в число депутатов попало несколько человек кулаков. Результатом этого было избрание председателем волисполкома эсера Баранова, а секретарем большевика Олейникова. Совет крестьянских депутатов первое свое внимание обратил на оказание помощи инвалидам, вдовам и сиротам, подготовке к весенней посевной кампании. Также большое значение имел вопрос об упорядочении подворных налогов, уточнении наличия скота в хозяйствах.

В ночь на 12 января 1918 года в Астрахани белогвардейцы и белоказаки подняли восстание против советской власти. Развернулись кровопролитные бои, которые длились 14 дней до 25 января. Это событие заставило взяться за оружие. По решению Болхунской партийной организации и волисполкома 13 января 1918 года был создан военно-революционный комитет. Были созданы два отряда красноармейцев, одним командовал И.Ф. Кабанов, другим – Харченко.

Советская власть в селе укрепилась. Земельные участки, которыми раньше командовали кулаки, были переданы в общий надел всем крестьянам. Большой сенокосный участок, арендуемый до этого у казаков станицы Грачевская, тоже был передан крестьянам села. Все батрацкое и бедняцкое население получило земельные наделы, а организованный комитет бедноты оказывал ему содействие в обработке земли и обеспечении семенами. Первым председателем комитета бедноты был батрак А.Я. Дубинин.

Материал подготовлен благодаря информации любезно предоставленной сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея, за что им Большая признательность и Огромное спасибо.

P.S.

" С чего начинается в провинции музей? Обычно отвечают, что с находки костей мамонта… Ошибка это! Музеи начинаются с обретения чувства обиды за родной город. Какой обиды? А такой, что город, не имеющий музея, оказывается как бы чем-то обделённым! Ни чем иным, а памятью, знанием самого себя, своего прошлого и … даже настоящего".

В.А. Гречухин, основатель Мышкинского народного этнографического музея.
 
Тут в декабре про Богдо писали и про лестницу на ней. Можно отвечу практически как спец по горе и заповеднику? Первоначально постройка лестницы и оборудование всего экскурсионного маршрута задумывалось как довольно милое и приятное на вид предприятие. Был разработан проект по обустройству всего маршрута. Начиналось бы со стоянки для автобусов. Она должна была быть стилизована под калмыкскую юрту. Обязательно предполагались скамейки и места отдыха. На гору вела бы лестница ( к сожалению без нее, боюсь, теперь вообще бы закрыли гору) Но лестница должна была быть каменная. Ну примерно как в горах, в Сочи, например, если кто помнит. Т.е. это должны были быть в основе каменные плиты. Либо как вариант деревянные бревна, распиленные пополам. Обязательно должны были быть площадки с информационными щитами. О них, кстати, чуть ниже. Однако, когда заказали лестницу, выяснилось (причем, по-моему уже после подписания всех документов), что ту лестницу, которую планировали, сделать не могут. Предложили несколько другую (кстати, по предложенному описанию не очень-то и гадкую). Но когда мы увидели ЧТО получилось, был шок. И если честно, разработчики проекта установки лестницы и вообще оборудования маршрута чуть ли не плакали, а уж скандалов по этому поводу сколько было... Но деньги были федеральные, поэтому никак не вернешь их, а лестница пока будет стоять. Ее срок на списание еще не подошел. Была надежда, что в летний пожар, который был на Богдо, она сгорит, но не тут-то было! Что жаль.
 
Я жила в Ахтубинске с рождения с 25 сентября 1941 г. по 1962 г. пока не вышла замуж за москвича и не уехала в г. Москву, где и живу до сих пор. Яжила на ул. Панфилова, д.5, раньше это была ул.Микояна, д. 3, моя улица перпендикулярна улицам Пролетарская и Шубина, очень хорошо помню колодец, колонку на ул. Шубина, колонку по нашей ул. Панфилова недалеко от спуска на речку. Помню как я в 7 кл. готовилась к экзаменам. В одной руке тетрадь с билетами, в другой длинная веревка, намотанная на руку, а на плече коромысло с двумя ведрами. Читала вопросы из билетов и сама себе отвечала, идя за водой и обратно. Колодец был глубокий и очень опасно было зимой, так как около колодца воду разливали, вытаскивая из колодца, и образовывались замерзшие бугры, было очень скользко, и вот одной рукой держишь веревку, на которой ведро с водой уже поднято вручную, теперь его надо подтянуть на край колодка, поставить на край, потом перелить в другое ведро, которое стоит около этих ледяных бугров и так несколько раз, пока не нальешь два полных ведра.
Помню Военкомат, я в нем работала пом.нач-ка ВУС (военно-учетного стола), потом село Владимировка переименовали в г. Ахтубинск и было сокращение штатов, под которое и я попала. Потом работала продавцом газированной воды около парка, куда мы ходили в кино все детство, Дома офицеров, когда мы были детьм, еще не было, там недалеко была библиотека, где я брала книги. Потом сезон торговли водой закончился и мне дали ларек (бывший "Мороженное", тоже сезон закончился, стало холодно), я там торговала молоком, творогом, сметаной, сама ездила на Молокозавод на лощаде с извозчиком с тремя бидонами по 37 литров за своим товаром. Сметана была такакя густая, что с ложки надо было другой ложкой сгребать, так ко мне по 2 раза ходили покупатели в день, удивлялись, почему у м еня такая густая сметана, а в столовой, рядом была, жидкая. А оказалось, что когда я сдавала остатки молока в столовую, то они моим молоком разбавляли свою сметану, деньги себе зарабатывали сверх зарплаты. Потом меня на танцах девушки со столовой увидели и все расссказали, как они меня боялись, т.к. все хвалили мою сметану, вот они и боялись разоблачения. Потом я выучилась на машинистку у старшей сестры моей одноклассницы и подруги Светы Толмачевой и поступила в в/ч 19163 машинисткой в 1-й отдел, нач. был капитан, Федор Онуфриевич, фамилию не помню уже. В маш. бюро нас работало 10 человек, еще была зав.маш.бюро Воскобойникова Нина Ивановна, она жила в Петропавловке. Ст. машинистка Сыроватская Антонина Сергеевна тоже жила в Петропавловке, ст. машинистка Могилева Валентина Николаевна жила и живет в Ахтубинске до сих пор по ул. Циолковского, д. 4, я - Бондарева Вера Григорьевна - тоже потом стала ст. машинистка. Командир части был генерал-майор авиации Рычков, у меня есть фото - наш хор, в доме офицеров пели по праздникам, она подписана генералом Рычковым и на ней написано, что мне объявлена благодарность за активное участие в художественной самодеятельности, кроме хора я еще танцевала, фото висело на доске в нашем Управлении. Руководил танцами, проводил репетиции солдат Лернер, рыженький с веснушками, он танцевал в паре со мной. Зам.командира части был подполковник Сорокин. Это был отец моего одноклассника Алика Сорокина, у Алика было мое фото в 7 кл. (вырвал у Ларисы Кулаковой, когда она его смотрела и взял себе на память). Потом под-ик Сорокин приходил к нам в маш.бюро и познакомился со мной (он ставил на моем фото печать и роспись, когда меня принимали на работу в в/ч 19163) и сказал: "Так вот ты какая Вера Бондарева, не зря мой Алик в тебя влюбился". Мне тогда было около 20 лет. А через год я уехала в Москву, выйдя замуж за москвича.

Может быть кто-то знает что-то про моих одноклассников выпуска 1960 г. или сами мои одноклассники, или их дети, внуки прочтут это, я рада буду переписке со всеми.

Мои одноклассники: Журавлев Юрий, Жаворонков Валерий, Бубнов Юрий - его мама преподавала у нас ботанику, потом химию, она нас с Юрой посадила в 5 кл., так мы и сидели с ним по 9 кл., пока я не ушла в вечернюю школу в 10-11 кл., Чубарова Люда, Гурьянова Люда, Чернухина Люда, Сметанкина Валя, Иващенко Владимир, Головков Леня, Власенко Иван, Рысь Валерий, Кулакова Лариса, многие живут в Ахтубинске, кто был из местного населения, а у кого были отцы военнослужащие, все выехали после демобилизации отцов и сами мальчики многие поступали в в/училища. Например Головков Леня был офицером, его жена Тамара наша местная, у них дочь Ира и Юра Журавлев был офицером, его видела Света Толмачева, наша одноклассница. Мы с ней до сих пор переписываемся. Дружим с 6 класса.

С уважением Бондарева (Рыльцова )Вера Григорьевна.
 
Спасибо всем за тёплые слова, поскольку именно благодаря им возникает необходимый настрой на поиск соответствующей информации.
Земляк, а у Вас за годы службы, наверное, много впечатлений накопилось? Желание разместить в письменном виде ещё не появлялось? ;)
P.S. Здесь можно посмотреть дополнительную информацию по городу: http://www.ahtubinsk.ru/city/city.shtml

Здравствуйте. Как теперь называется в Петропавловке бывшая ул. Сталина?
 
Здравствуйте. Как теперь называется в Петропавловке бывшая ул. Сталина?
Решением местной администрации №122 от 26.07.61 улица Сталина переименована в улицу Воровского.
 
село Золотуха

Среди бескрайной полынной Прикаспийской степи, на берегу Ахтубы, на «Золотушинском яру» (названном так по обилию гнездящихся в норках яра красивых золотистых птичек – «золотистых щурок», а по местному просто «золотушек»), располагался пост казаков Ахтубинской кордонной линии. Казаки несли пограничную службу.
Основной задачей казаков Ахтубинской линии была защита от набегов кубанских татар и орд киргиз – кайсаков ватаг и образовавшегося поселения православных переселенцев.

Село Золотуха основано в 1828 году во время царствования императора Николая I и названо по имени тех же птичек «золотушек». Первые поселенцы прибыли из Воронежской губернии. Это были государственные крестьяне, которых было в России до 42% от общего числа крестьян.
Первое описание села сделал И.В. Аверпов. Он сообщал, что в селе в 1858 году было 156 домов, в которых проживало 637 мужчин и 743 женщины. Посев яровых – 571 десятина, озимых – 125 десятин. В селе действовала церковь Казанской Божией Матери. Училища нет. В 1877 году в селе было уже 324 дворян, где проживало 1110 мужчин и 1152 женщины. Сельская община имела надел земли в 12 852 десятины. В селе торговало 7 лавок, крестьяне собирались для обсуждения житейских проблем в двух пивных. В двух кузнецах грохотали молоты, а 52 ветряные мельницы молотили зерно. На случай неурожая был хлебный магазин с запасом зерна, а на случае пожара – пожарный сарай с инвентарем, которым пользовалась добровольная пожарная команда.

В зависимости от климата урожай был различен, порой в засуху зерновые высыхали на корню. В засушливые годы просо спасало крестьян от голодной смерти.
Население села было сплошь неграмотным, только с появлением церкви Казанской Божией Матери появились грамотные священники, а двух классная школа народного образования появилась в 1874 году. В ней обучалось 20 – 30 учеников. В 1881 году состоялось открытие церковно – приходской школы, где учащиеся изучали Закон Божий, русский и церковно – славянский языки, чистописание и арифметику из четырех действий в пределах сотни. Уделялось большое внимание умению петь молитвы, что требовали церковные иерархи Астраханской епархии. Учителей не хватало, для них было организованно специальное училище в г. Енотаевске. К 1900 году в узде грамотных было всего 15,1%. Калмыки и казахи имели грамотных до 3 – 5%. Учитель получал от 120 до 180 рублей.
К 1902 году крестьяне стали применять железные плуги, стали появляться сенокосилки фирмы «Идеал», железные конные грабли, жатки для уборки зерновых. Технику можно было купить в рассрочку.

К 1893 году население увеличилось до 3257 человек. Крестьяне стали заниматься не только хлебопашеством, но и разведением садов, число которых достигло 74, и занимали они площадь в 22,5 десятины. Лучшие сады имели Кузьма Пименович Сапрыкин, Михаил Иванович Попов, Николай Осипович Лепехин.
Золотушинцы не пренебрегали и заработками на перевозке соли из Баскунчака и озера Эльтон на Владимирскую пристань.

Большую роль в деле образования, сохранения высокой нравственности играли священники. Первыми священниками были: с 1843 года – Афанасий Соколов, с 1845 года – Василий Любомудров, с 1848 года – Григорий Рыжин. Священники часто уходили в богатые села на службу. Ревностно служили церкви избираемые приходом на 3 года старосты церкви: Константин Шведов, Никита Моторин, Осип Цуриков, Никита Леонтьев и последний в этом ряду, с 1914 года – Алексей Терский.
Церковь имела трехъярусный иконостас с 20 иконами. Длина здания – 9 сажень, ширина – 5 сажень, колокольня высотой 12 сажень. Деревянная на каменном фундаменте, построена она была на деньги прихожан. Для совершения треб имелась посуда из серебра общим весом в 4 фунта.
В период гражданской войны Золотуха осталась несколько в стороне от бурных событий, но становление советской власти не прошло без сопротивления зажиточных части крестьянства.
В первые годы советской власти в селе была открыта четырехклассная трудовая школа, народный дом, библиотека и больница. Была проведена массовая прививка детей. Для идеологической работы с молодежью была создана комсомольская ячейка. Большую работу по созданию и укреплению комсомольской организации на селе проделали первые комсомольцы Е.М. Добросердова и А.М. Добросердов. Первым секретарем комсомольской ячейки был избран Максим Русанов.
В 1931 году в селе открылась семилетняя школа, которая охватывала детей Золотухи, Удачного, Пироговки.

В 1929 году в Золотухе было положено начало объединению мелких хозяйств в крупное коллективное хозяйство. В селе был создан колхоз «Трудовик», первым председателем которого был двдцатипятитысячник Кулебякин. С этого момента колхозное крестьянство прошло большой и славный путь, колхоз из когда-то земледельческого с очень слабой материальной базой превратился в крупное хозяйство.

В период Великой Отечественной Войны жители села Золотуха стали бойцами и офицерами Советской Армии и, не жалея своих сил защищали свою Родину.
Смертью храбрых пали бывшие учителя золотухинской средней школы – офицеры К.М. Чурилов, А.П. Чурилов. Беспримерные подвиги совершили лейтенант М.В. Меретин, взорвавший свой танк и погибший вместе с ним, В.В. Чирков, бросившийся со связкой гранат под вражеский танк, Ф.К. Сапрыкин, повторивший подвиг А. Матросова. Отдали свою жизнь за родину офицеры Ф.К. Сапрыкин, братья Лепехины Р.М. и А.М., Ф.Ф. Дроздов и много других солдат и офицеров. В Великой Отечественной Войне погибло 169 человек. Многие пропали без вести.
Народному хозяйству за время войны был нанесен большой ущерб. В сельском хозяйстве значительно сократились площади посевов, урожайность сельскохозяйственных культур.
Вместе со всем народом золотушинцы, проявляя подлинный героизм, приступили к восстановлению сельского хозяйства, рыбной промышленности и других отраслей экономики.
В селе была рыболоветская бригада, где вместе с мужчинами трудились и женщины. Рабочее время было ненормированным, работать приходилось много. Все домашнее хозяйство легло на детские плечи.

В послевоенные годы на машинно-тракторных станциях молодых трактористов обучали опытные работники.
С 1959 по 1969 годы семья колхозников пополнилась новыми жителями, которые приехали в село из Мордовской АССР, Горьковской области, Чувашской АССР и др.
Отрадно отметить, что все переселенцы прижились на новом месте и трудятся в хозяйстве наравне со старожилами.
В эти и последующие годы в село стали прибывать переселенцы разных национальностей: татары, марийцы, мордва, азербайджанцы, литовцы, чеченцы и др.

В настоящее время золотухинцы стараются противостоять трудностям и сделать все от них зависящее, чтобы Золотуха не исчезла с карты района.

Материал подготовлен благодаря информации любезно предоставленной сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея, за что им Большая признательность и Огромное спасибо.
 
О названии реки Ахтуба

Арабский историк Ибнарабшах, живший в 1388-1440 годах, в своём сочинении ”Чудеса предопределения в судьбах Тимура” пишет, что город Сарай (в настоящее время с. Селитренное) лежит на берегу Сарайской реки, отделившейся от реки Итиль (Волга).

Сара – так называлась Ахтуба в те времена. Сара (сары) – слово тюркское, в переводе на русский язык означает жёлтая, жёлтый, желтоватый. Жёлтый цвет у многих азиатских народов является священным символом власти, знатности и богатства.

Нередко города и сёла назывались по имени рек, на берегах которых они основывались. Река Сара дала названия обоим столичным городам Золотой Орды, которые для удобства русские историки в прошлом веке стали называть Сарай Бату и Сарай Берке, по имени их основателей.
Кстати, от слова сара (сары) произошли названия многих ныне существующих и давно исчезнувших городов, посёлков, крепостей: Саратов, Саранск, Царицын (сары-су – жёлтая вода), Сарепта, Саркел, Сарай-чук, Ан-сарай, Бахчи-Сарай. В Волгоградской области есть речка Сарепта, Сарпинские озёра, остров Сарпинский и хутор Сарыни.

Трудно определить, когда и почему произошло переименование реки Сары в Ахтубу. Возможно, что это произошло в результате изменения русла этого мощного волжского рукава. Ведь река Сара (Ахтуба) на своём веку не раз в весенне-летнее половодье меняла своё русло. Когда то она впадала непосредственно в Каспийское море, а сейчас соединяется с основным руслом Волги немного выше Астрахани. Известно, что при покорении Астраханского ханства войсками Ивана IV новое имя реки Ахтубы уже существовало.

Насчёт происхождения этого названия существует несколько довольно красивых легенд. Одна из них связана с именем татарской княжны Тубы, якобы из-за несчастной любви, бросившейся в реку и утонувшей на глазах своего отца, который обезумев от горя, растерянно метался по берегу и восклицал: ”Ах, Туба! Ах, Туба!”. Но к легендам мы прибегаем всякий раз, когда отсутствует научное объяснение. Несомненно одно, что название Ахтуба, как и прежнее название Сара, тюркского происхождения. Но и в переводе этого слова существуют разные суждения.

Наиболее широко распространенное следующее. ”Ак” – белый, ”тюбэ” – холм. Отсюда Ахтуба – река белых холмов. Во многих местах левый берег особенно высок, и песчаные холмы подступают к реке.
Существуют ещё мнение одного из первых советских учителей Царевского уезда Астраханской губернии А. Абубакирова. В том месте, где Волга выбрасывает свой мощный рукав, когда-то находилась летняя резиденция ханов Золотой Орды. Ханы, вельможи и их многочисленная охрана располагались в многочисленных белых шатрах. По-татарски ”ак” – белая, ”тюбэ” – крыша. Таким образом, название скопища белых шатров – ”Актюбэ”, становится определением географической точки, а затем из-за близости реки, переходит в качестве собственного названия. Со временем это название трансформировалось в слово Ахтуба.

Иная трактовка у волгоградского краеведа Г. Самойлова. По его мнению, ”ак”, ”ах”, ”акка”, ”ахта” – это старица, протока, исток; ”тюба” – омут, глубокое место в реке. Отсюда Ахтуба – протока глубокая, исток глубокий, старица глубокая. Это вполне соответствует действительности – раньше Ахтуба на всём своем протяжении была очень глубокой. Уже упомянутый арабский сочинитель Ибнарабшах писал, что ”через неё проезжают не иначе, как на судах, не вступает в неё нога ни пешехода, ни всадника”, то есть не переправляются через неё вброд.

Материал подготовлен благодаря информации любезно предоставленной сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея, за что им Большая признательность и Огромное спасибо.
 
Село Удачное

Много лет назад на месте где расположено сейчас село Удачное была сухая, голая степь с запахами песка и горькой полыни. Но зато степь эта была огромна и свободна. Путешествуя в поисках заработков, переселенцы из Воронежской и Тульской губерний набрели на этот пустырь. Жизнь их здесь складывалась удачно, и поэтому сюда потянулись новые переселенцы.

Быстро росло село и скоро количество семей выросло до 500. Тогда из Енотаевского уезда приехал землеустроитель, чтобы узаконить поселение и обмерить земли.
Новому поселению нужно было название. На совете старейшин вспомнили первый удачный год, и так было принято решение, назвать село Удачное Енотаевского уезда, Золотухинской волости Астраханской губернии. Это было в 1848 году. А в народе село, особенно жители окрестных сел, называли «дубиновкой», вследствие неуживчивости поселенцев, прибегавших при ссорах к физической силе. Село делилось на две части: высокую часть заселяли, а низкую использовали под сады и огороды. К концу XIX века село насчитывало 520 дворов. В селе было: 4 улицы, 5 торговых лавок, питейный дом, кузница, хлебный магазин, пекарня и 23 ветряных мельницы. Мужчин - 422, женщин- 438. В 1905 году была построена церковь. В этом же году началось строительство железной дороги. В 1912 году была построена начальная школа.

Население до революции занималось в основном скотоводством, рыболовством, разводили сады, сеяли хлеб. Основную часть населения составляли бедняки, но много было и зажиточных людей. В годы гражданской войны немало жителей села ушли на фронт, сражаться на стороне «красных». Многие не вернулись в родное село. После войны жизнь села стала перестраиваться по новым советским законам. Был создан поселковый совет, первым председателем которого был Плеханов И.И., секретарем Ивченко Г.И.

С 1929 года начинается новый период в истории села, период обновления, период коллективизации. На общем собрании было принято решение о создании колхоза. Колхоз был назван «Заветы Ильича», первым председателем стал коммунист Стручин. С этого момента жизнь в селе круто поменялась, начали заводиться новые порядки. К 1933 году было 5-полеводческих бригад, 3- овощеводческих ОТФ, конетабун, свиноферма, также разводили гусей и кроликов. На полях выращивали хлопок, фисташки. В 1939 году рабочего населения было 815 человек. Ведущими отраслями земледелия являлись овощеводство и бахчеводство.

1941 год - Великая Отечественная война « Всё для фронта, всё для победы!». Этот лозунг удаченцы пронесли через всю войну. В годы войны 15 девушек окончили курсы трактористок.
После окончания войны, нужно было снова поднимать сельское хозяйство. И все было восстановлено в кротчайшие сроки. В 50-ые годы труженики сельхозартели «Заветы Ильича» брали социалистические обязательства в честь 50-летия советской власти. План и социалистические обязательства были перевыполнены по многим показателям.

В селе имеется восьмилетняя школа. Рядом со школой расположено здание интерната. Раньше в нем жили дети чабанов, а в данное время в нем расположена погранзастава. В настоящее время строится новая школа.

Материал подготовлен благодаря информации любезно предоставленной сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея, за что им Большая признательность и Огромное спасибо.

P.S.

" С чего начинается в провинции музей? Обычно отвечают, что с находки костей мамонта… Ошибка это! Музеи начинаются с обретения чувства обиды за родной город. Какой обиды? А такой, что город, не имеющий музея, оказывается как бы чем-то обделённым! Ни чем иным, а памятью, знанием самого себя, своего прошлого и … даже настоящего".

В.А. Гречухин, основатель Мышкинского народного этнографического музея.
 
Государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский" образован Постановлением Правительства РФ № 1445 от 8 ноября 1997 года на площади 18 478 га. На территории заповедника и вблизи него находятся уникальные объекты Астраханской области: гора Большое Богдо, "Зелёный сад", урочище Шарбулак, солёное озеро Баскунчак, карстовые поля, воронки и пещеры.
К десятилетию заповедника был выпущен набор открыток.

img002.jpgimg003.jpg
img004.jpgimg005.jpg
img006.jpgimg007.jpg
img008.jpgimg009.jpg
img010.jpgimg011.jpg
img012.jpgimg013.jpg
 
Собственно е-адрес первоисточника указываю:
http://samara.kp.ru/daily/24197.3/402720/
Для ленивых копирую без фото.
Для админов: если что неправильно слелал, поправьте.

Окно в природу: Щепотка соли
Василий ПЕСКОВ

В разговоре со стариком Лыковым, прожившим с семьей в сибирской тайге тридцать два года в полной изоляции от людей, я, помню, спросил: «Карп Осипович, а что в житье вашем было наиболее трудным?» Не подумав даже секунды, старик ответил: «Хлебать без соли».

Что соль в жизни людей всегда была важным продуктом, подтверждают пословицы, поговорки, ритуалы приёма гостей. Важным из них подносят символы гостеприимства - хлеб и соль. Если кого-то приняли плохо, говорят: «Ушёл несолоно хлебавши».

В еде соли много не требуется - только в меру: «Недосол - на столе, пересол - на спине». Это знают каждый повар и каждая хозяйка дома.

Без соли многие блюда непереносимо безвкусны - вспомним борщи, картошку, помидоры, рыбу. Заурядный огородный овощ - огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Загляните на нынешний рынок - солёные огурцы в три раза дороже бананов.

Сейчас можно услышать, что соль - это всего лишь консервант и вкусовая приправа к пище. Да, избыток соли вредит организму, но как остро чувствителен её недостаток! Лучше всего это видно на поведении травоядных животных. Позапрошлым летом, добравшись в заповедный лес, не знавший рубок, мы сели перекусить за стол, сооружённый устроителями заповедника. В нём была странная дырка. «Зайцы выгрызли», - объяснили мне лесоводы. Выгрызли потому, что на этом месте стояла солонка, кое-что из неё просыпалось, и сделались лакомством для зайцев просоленные доски стола.

В природе соль встречается не везде. Северные олени лижут солёную воду у края моря, а зимой сломя голову бегут к пастуху, остановившемуся помочиться, и жадно глотают жёлтый снежок. В африканской Кении есть заповедный приют с названьем «Тритопс» («На вершине дерева»). Сюда на ночь привозят туристов и размещают в гостинице, отвечающей своему названью. Сверху при свете прожекторов люди наблюдают, как стадами и в одиночку приходят (часто издалека!) травоядные животные полизать солёной земли.

Люди в первые тысячи лет обитания на Земле также отыскивали солоноватую землю. Постепенно соль стала важнейшим продуктом продажи, обмена. В Аравийской пустыне до сих пор бедуины водят караваны верблюдов, гружённые серыми плоскими плитами соли. Появление каравана на торжище - радостное событие.

В Африке соль осаждается из воды, «выпитой» солнцем. У нас на Севере важный продукт получали, выпаривая солёную воду в соляных варницах. Названия городов Соликамск и Солевычегодск - это память о производстве тут соли. Знаменитые Соловки были когда-то безлюдными островами на Белом море. Хлеба на каменистой земле не родились. Первые добровольные поселенцы на островах - монахи - начинали монастырское хозяйство с соляных варниц, число которых постепенно достигло пятидесяти с лишним. На соль выменивали зерно и всё необходимое. Название обители Соловки, скорее всего, связано с солью.

Современная добыча соли - хорошо оснащенное машинами производство. Добычу каменной соли под землёю на шахтах в Артёмовске я видел и поразился толщине соляного пласта. Пещера в нём, полная механизмов, была едва ли не выше внутренностей любого собора. Люди в ней виделись муравьями.

В дельте Роны во Франции я видел горы соли, сверкавшей под южным солнцем сильнее, чем снег на вершинах Альпийских гор. Это была соль из «выпитых» солнцем с разлитых площадей («карт») морской воды. Наш Баскунчак же - солёное озеро. В нём вода покрывает поверхность подземного пласта соли. Когда-то пятнадцать тысяч рабочих её «ломали» и увозили потом на таком же числе верблюдов. В соли крайне нуждался промысел рыбы в Волге и Каспии.

В 1828 году от Баскунчака к Саратову проложили железную дорогу. С этого года идет счет времени промышленной добычи соли, уходившей уже за Волгу в места бессольные.

В 20-х годах минувшего века ручную «ломку» каменной соли сменила механизация, инженером Юрием Макаровым изобретён был «Солесос». Кто видел земснаряды для углубления рек, легко представит работу этого механизма: фреза-рыхлитель разрушает поверхность соляного пласта и по трубам гонит на склад «соляную кашу». Она складируется для переработки и транспортировки. Снимая более метра поверхности соляного пласта, промысел его истощает. Возникает вопрос: почему же за долгие годы пласт не исчез? Потому, что каменная соль, как это ни странно, пластична; подобно льду, она «течет» в пониженье под тяжестью земли над нею. Натекает она в баскунчакскую впадину из соседних с нею мощных (свыше тысячи метров!) соляных куполов. И если брать этот «натёк» расчётливо, в соответствии с его приростом, промысел может существовать бесконечно долго, позволяя не прибегать к сооружению шахт для подземной добычи.
Давнишний «Солесос» к нашему времени сменился уже четырьмя поколениями оригинальных комбайнов соледобычи. Высокомеханизированное производство действует с весны до осени, а зимою сложное оборудование, работавшее в агрессивной среде, ремонтируется к новому сезону. Семнадцать процентов добываемой в стране соли (более семи миллионов тонн) приходится на Баскунчак.

Этой осенью, глядя на карту у костра на Ахтубе, мы обнаружили «солёное место», знакомое еще по школьным урокам географии. «Шестьдесят километров всего... Махнём?» Через полчаса мы уже мчались в сторону Баскунчака.

С фотографии, сделанной из космоса, озеро выглядит голубым глазом на жёлтом пространстве полупустыни. Направление к нему на равнине указывает непонятно как появившаяся тут горушка.

Добыча соли была по сезону времени остановлена, но рядом с жилым поселком мы увидели озеро и на его берегу - синевато-белую гору добытой, но ещё не переработанной соли.

Любопытно, что только пятая часть всей добываемой в мире соли идет к нам на стол («щепотка» в пять килограммов на человека в год). Основная же масса соли поступает на химическую переработку - из неё получают десятки важных продуктов.

Обо всём этом говорил я с многолетним директором предприятия на Баскунчаке Евгением Петровичем Демичевым. Он, несомненно, самый «просоленный» человек в этом крае - родился в Заволжье, после блестящего окончанья университета имел возможность выбора места работы. Выбрал он Баскунчак, затерянный в полупустынной равнине, и всё, чем может сегодня гордиться известная в России «солонка», связано тут с именем Евгения Петровича. Он тут и старожил, и главный из успешных работников. Твердой рукой спас он промысел, когда бездумное завышенье добычи грозило производству гибелью, поскольку выходило из согласованного с природой ритма прирастанья пласта. Противоборство директора с плановиками тут все хорошо помнят, поскольку исчезновение промысла погубило бы и поселок у озера. Евгений Петрович постоянно совершенствовал механизацию и технологию добычи соли. А работая тут уже почти пятьдесят лет, он умеет ценить труд всех, кто связал жизнь свою с промыслом. Поселок добытчиков соли чист, благоустроен, тут не только в советское в
ремя получали жилье бесплатно, но и теперь получают. Евгений Петрович не дал предприятию развалиться во время «трясенья земли» большой Перестройкой, сумел удержать на промысле молодежь и своего сына тоже. Это человек, уважаемый всеми и (теперь похвалой его уже не испортишь) всеми любимый. «Он для нас как отец», - сказал мне рабочий, провожавший к директору. «Я уже не директор - оформил пенсию, - улыбнулся Евгений Петрович. - Но уговорили остаться советником у нового руководства».

После беседы в небольшом кабинете с Евгением Петровичем полазили мы по горам соли, приготовленной к зимней переработке. Сверху хорошо было видно синеватое озеро, из которого черпают привычный для нас дар природы, в котором два по отдельности существа (натрий и хлор) ядовиты, а вместе являются необходимым на каждом столе продуктом.
 
Ооо! А я его помню. В смысле автора статьи. Это я его к Демичеву провожал. Тока не говорил я что он нам как отец :) долго они там сидели. И похоже за разговором коньячком баловались :)
 
Гора Богдо-это огромный соляной купол, с точки зрения геологии это называется диапир. Соль, залегавшая на глубине, по плотности меньше, чем перекрывшие ее породы и в результате тектонических колебаний части соляного пласта начинали выжиматься, "всплывать" через толщу мергелей и песчаников,. Под давлением вышележащих пластов соль ведет себя как очень вызкая жидкость, изменяя форму и приобретая вид гигантских "капель вверх ногами" Баскунчак,горы Большое и Малое Богдо-это именно такие соляные линзы. Всплытие этих капел не прекратилось-гора Богдо растет со скоростью 1 мм в год.

Я не геолог, но глядя на эти пласты, у меня возникают большие сомнения в написанном Вами, купол там безусловно есть, но вот причина его зарождения и роста скорее всего другого характера. Кстати, гор Богдо всего две в мире (не считая Малое конечно, т.к. это не гора конечно, а так холмик, предлагаю Вам угадать, где находится вторая.
img006.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
На фото - местность около Среднего Баскунчака. Вид - как будто бомбили кассетными бомбами. На самом деле (а я там проезжал на машине) все изрыто лопатами. Вопрос к любителям природы и истории родного края - что же там они роют? Что такого там интересного, что так испохабили степь?
Баскунчак_средний.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Хм-хм..прошедшим летом был на Баске, но туда, увы не заезжал.. А откуда такая фотография?

Я не геолог, но глядя на эти пласты, у меня возникают большие сомнения в написанном Вами, купол там безусловно есть, но вот причина его зарождения и роста скорее всего другого характера.

А почему у Вас возникают сомнения?
 
"А почему у Вас возникают сомнения?" SaganSS

Да, сомнений у меня в общем то и нет. Озеро Баскунчак - это обыкновенный метеоритный кратер. А все процессы описанные Вами уже следствие этого удара. Поэтому и слои отложений на снимке вывернуты наружу, а не во внутрь как это было бы при обычном выдавливании.

Фотография среднего Баскунчака взята из Гугл Земля. Этот район недавно там появился.
 
Да, сомнений у меня в общем то и нет. Озеро Баскунчак - это обыкновенный метеоритный кратер.

Откуда такие сведения? Или это Ваша догадка?
 
SaganSS - Откуда такие сведения? Или это Ваша догадка?

У меня есть сведения, что в поисках метеоритного тела на Баскунчаке проводилось бурение. Дошли достаточно глубоко, но ничего не нашли. Но так и должно было быть, потому что породы очень зыбкие до самого океанского дна. И вот мое мнение - судя по неправильным контурам озера (в отличие от озера Эльтон, которое является идеально правильным метеоритным кратером) метеоритное тело разделилось еще до соприкосновения с землей.
 
Для всех кому дорого Нижнее Поволжье рекомендую человека - Дворников Михаил и его фотографии на сайте

http://www.panoramio.com/user/246558&c...p;photos_page=2

Правда это южная часть, но зато до самого моря, простите... бывшего океана

Дворников_Нижнее_Поволжье1.jpg

Дворников_Нижнее_Поволжье2.jpg
 
Государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский"
Слушай, тут у тебя скорпион сфоткан! Я слышал, что они у нас есть, но сам - клянусь - ни разу не видел! Точно фотка от нас? Али стырил где? Форумчане, кто вживую скорпиона видел, отзовитесь!
 
Назад
Сверху