Андреев Виктор Михайлович (1923 - 1962) - старший лётчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза (1963).
Одна из центральных улиц нашего городка носит имя Героя Советского Союза старшего лётчика-испытателя первого Управления НИИ ВВС им В.П. Чкалова подполковника Андреева Виктора Михайловича.
Он погиб, менее года не дожив до своего 40-летия, но вся его жизнь – пример служения Родине, а подвиг, совершённый Виктором Андреевым в октябре 1562 года - венец этой яркой жизни. О таких подвигах слагают стихи и песни, и очень жаль, что в свое время по разным причинам о нем не могли узнать многие граждане нашей страны.
Виктор Михайлович Андреев родился в городе Москве 29 августа 1923 года, в рабочей семье. К началу Великой Отечественной войны Виктор Андреев окончил девять классов школы. В июле 1941 года он добровольно вступил в ряды ВВС Красной Армии, став вначале мотористом, затем курсантом военной авиационной школы первоначального обучения. После её окончания в 1942 году он поступает в Качинскую авиационную школу пилотов, затем в Высшую школу воздушного боя. В этих шагах Виктора Андреева ярко проявилось его желание стать лётчиком-истребителем высокой квалификации, научиться искусству победы над фашистскими ассами в непосредственных воздушных схватках.
Лётчик-истребитель Андреев воевал на Первом Прибалтийском и Третьем Белорусском фронтах, сражался умело, отважно и мужественно, что подтверждают два боевых ордена Красного Знамени. Всего же за время службы кроме звания Героя Советского Союза и ордена Ленина, Виктор Андреев награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. После окончания войны В.А. Андреев проходит службу в частях истребительной авиации, непрерывно повышая лётное мастерство. С июня 1957 года капитан Андреев проходит службу в частях истребительной авиации, непрерывно повышая лётное мастерство. С июня 1957 года капитан Андреев на испытательной работе в НИИ ВВС им. В.П. Чкалова.
Начал свою лётно-испытательскую работу В.М. Андреев ещё на Чкаловской, затем вместе со многими своими коллегами по лётной работе, служил в Ахтубинске. Рядом с ним служили такие мастера испытательной работы как Заслуженные лётчики-испытатели В.Г. Иванов, Г.Т. Береговой, П.Н. Белясник, В.С. Котлов, Н.П. Захаров, М.С. Твеленев, Л.Н. Фадеев. Управлением руководил Заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян, которого затем сменил также удостоенный этого высокого звания Андрей Арсенович Манучаров.
Все, кто знал Виктора Михайловича, хранят о нём память как о прекрасном товарище, отличном лётчике, душе коллектива, но в то же время очень скромном человеке.Подполковник Андреев активно вошёл в испытательную работу как ведущий лётчик по испытаниям. Интересно, что в этих испытаниях в конце сентября 1959 – начале мая 1960 года участвовал тогда бывший помощник ведущего инженера-испытателя НИИ ВВС Владимир Михайлович Комаров, впоследствии прославленный лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, погибший в 1967 году при завершении испытательного полёта на космическом корабле ”Союз-1”.
Летал А. Андреев, испытывая самолёты ОКБ А. Микояна (различные модификации самолётов МиГ-21) и ОКБ П. Сухого (Су-7Б, Су-9, Су-11).
В 1960-62 годах в качестве основного ведущего лётчика В.М. Андреев проводит испытания новейшего комплекса перехвата на основе сверхзвукового истребителя-перехватчика Су-11-8М.
Существует в НИИ ВВС традиция поручать лётчикам-испытателям облёт первых серийных образцов авиационной техники, прошедших государственные испытания. Главная цель этих облётов – удостовериться в достижении серийно выпускаемыми образцами характеристик, заданных тактико-техническими требованиями и подтверждённых государственными лётными испытаниями.
Как ведущий лётчик, при государственных испытаниях перехватчика Су-11-8М, старший лётчик-испытатель первого Управления НИИ ВВС подполковник В.Андреев в конце 1962 года был командирован на авиационный завод в город Новосибирск для облёта одного из первых серийных самолётов Су-11.
31 октября 1962 года в одном из полётов, выполнявшихся В. Андреевым, через четыре минуты после взлёта остановился двигатель, лётчик сумел его запустить, но был вынужден прекратить выполнение задания.
На аэродром, с которого взлетал, он вернуться не мог, тем более что повторная остановка двигателя грозила падением самолёта на заводскую территорию, неизбежными жертвами и большими разрушениями. Виктор Михайлович имел возможность катапультироваться, но все же решил попробовать посадить самолёт на замеченную ранее площадку для возможной посадки. Новая беда поджидала лётчика: у двигателя ”зависли” обороты (т.е. он не мог обеспечить, требуемой для посадки тяги).
Виктор Михайлович ещё раз подумал о возможности катапультирования и даже передал на землю: ”Катапультируюсь”. Однако решил всё же попытаться посадить самолёт. В результате он осуществил посадку, но из-за малого запаса высоты она получилось очень грубой, как говорят с ”хлыстом” носовой части самолёта на неровную площадку. В результате лётчик получил смертельную травму.
Ценой своей жизни лётчик-испытатель подполковник Виктор Михайлович Андреев спас жизнь многих людей.
24 января 1963 года Указом Президиума верховного Совета СССР старшему лётчику-испытателю НИИ ВВС им. В.П. Чкалова подполковнику В.А. Андрееву за образцовое выполнение служебного долга, за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронен на воинском кладбище около станции Чкаловская.
Улица Андреева Виктора Михайловича в городе Ахтубинске.
Улица Андреева
Он мог бы покинуть ещё самолёт,
Но под крылом – люди, город, завод...
И крепкой рукою сжимая штурвал,
Он не себя – сотни жизни спасал.
Школьники шумной бегут гурьбой,
Деревья в пушистом инее.
В городе нашем знает любой
Улицу этого имени.
Скорбим, гордимся, помним и верим:
Жизнь свою отдал не зря Андреев.
Русской землею вскормлен и вспоен,
Он песни любил, он песен достоин!
Ветеран в/ч 15650, Зам. Командира в/ч 18374 по ИАС, Полковник в отставке Р.Н. Лазарев.
Информация подготовлена по материалам статьи Б.Г. Баханского любезно предоставленой сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея.