(Воспоминания подполковника-инженера запаса Сахарова Владимира Михайловича, приехавшего в августе 1947 года с первым эшелоном на ст. Пологое Займище и уехавшего из Ахтубинска в 1971 году после окончания службы)
В.Сахаров перед увольнением в запас в 1970 году
Лето 1946 года. Аэродинамическая труба в ГКНИИ ВВС в Чкаловском городке. Уже полгода, как я окончил инженерный факультет ВВИА им. Жуковского. Работаю техником-испытателем. Готовлю модели к продувкам.
Телефонный звонок за соседним столом. Меня вызывает начальник отдела: Товарищ Сахаров, зайдите сейчас к начальнику отдела кадров Института. Зачем, узнаете там.
Являюсь в отдел кадров. Кадровик-майор: Товарищ техник-лейтенант, Вам надлежит завтра явиться к 10.00 на Фрунзенскую набережную в Москве в бюро пропусков дома такого-то и получить пропуск, который на Вас заказан. К кому и зачем, узнаете на месте. Все. Можете идти.
Зима 1947/48г. С. Пологое Займище. В. Сахаров с женой, дочерью и сестрой жены, приехавшей из Москвы посмотреть, как устроились на новом месте
На следующий день, начищенный и отутюженный, являюсь на Набережную. Бюро пропусков. Просторный холл. Вдоль стенки к окошечку цепочкой небольшая очередь. Становлюсь в хвост. Передо мной стоит капитан. Серебристые погоны с голубым просветом. Молодой, подтянутый. Волевое лицо. Впереди него средних лет подполковник. Лицо усталое, с морщинками, но доброе. Не знал я в тот момент, что через несколько дней капитан Александр Германович Гудков на многие годы станет моим непосредственным начальником, а подполковник Мохов Сергей Петрович – начальником нашего первого «1-го отдела 2-го Управления войсковой части 15650». Оба они инженеры-вооруженцы. В новую часть пришли из Ногинского испытательного полигона ВВС. Оба – хорошо знающие свое дело инженеры, отличные организаторы. Первые годы становления инженерного испытательного ядра в/ч 15650 связаны, прежде всего, с их организаторской и методической деятельностью.
Но по порядку. Подошла очередь. Получил пропуск. Поднялся на указанный этаж и перед кабинетом, куда надлежало явиться, увидел тех же товарищей, что получали пропуска передо мной.
В.Сахаров в 1947 году
Волнуюсь: что там за дверью кабинета ждет меня? В таинственный кабинет заходим по одному. Выходящие молча удалялись. Никаких сообщений, никаких обменов впечатлениями.
Подошла моя очередь. Захожу. Небольшая комната. Стол буквой Т. За столом сидит моложавый красивый генерал. Рядом с ним, у края стола – коренастый, хмурый полковник. Представляюсь. Приглашают сесть. Генерал говорит:
- Товарищ Сахаров, мы знаем, что Вы недавно окончили инженерный факультет Академии им. Жуковского. Окончили с отличием. На последнем курсе занимались в спецотделении аэродинамики. Хорошо владеете математикой. Успешно сдали зачеты по знанию методики летных испытаний ГК НИИ ВВС. На Вас хорошая морально-политическая характеристика. Мы Вас пригласили для того, чтобы предложить работать во вновь создаваемой организации, которая будет заниматься испытаниями новой военной техники, авиационной в том числе. Работа для Вас, не сомневаемся, будет интересной. Мы наметили назначить Вас на должность старшего ведущего инженера-испытателя. По нашим штатам это полковничья должность. Таковы плюсы. Но есть и минусы. Начинать будем на голом месте в прямом и переносном смысле слова. Базироваться будем где-то в степи или около нее. Место для Полигона (Центральный Научно-исследовательский Полигон МО - ЦНИП, так называлось тогда формируемое соединение) пока еще изыскивается. Сносные условия жизни на первых порах будем создавать сами. Сами же будем создавать и нашу часть, ее лаборатории, ангары, измерительные пункты и другое. Немедленного ответа не требуем. Обдумайте предложение, поговорите с женой, конечно, в рамках дозволенного. Явитесь к нам в это же время ровно через три дня.
Я спускался вниз по лестнице, а первый командир войсковой части 15650 генерал-майор ИАС Степан Осипович Щербаков и его бессменный заместитель, а затем и преемник инженер-полковник Рыжаев Петр Константинович беседовали в это время с очередным офицером.
Полученное предложение мы с женой обдумывали недолго. Работа интересная и даже в какой-то степени романтическая. Мы молоды, здоровы. Трудностей не страшимся. Решили: начнем самостоятельную жизнь и работу с нуля, на голом и даже неизвестном месте.
Через три дня я снова в кабинете Щербакова. Выражаю согласие и тут же получаю предписание ехать на Хорошевское шоссе в здание казарм некоторого военного училища и явиться к начальнику штаба нашей части полковнику Литвиненко для дальнейшего прохождения службы. В автобусе по дороге на «Хорошевку» рядом со мной стоял капитан Владимир Петрович Калмыков, наш первый начальник отдела кадров.
В огромном зале казармы установлено около сотни застланных солдатских коек. Между ним тумбочки. В углу несколько столов. В другом углу стояли несколько сейфов и металлических шкафов. Нас снабдили железными портфелями для хранения документов, зарегистрированными тетрадями. Секретным отделом ведал Н.Н. Цупило.
Дочь В.Сахарова Н.В.Сахарова с мужем Морозовым А.Н., 2006 год
Работа наша в это время состояла в составлении сводок необходимого для каждой службы оборудования, материалов, приборов. Параллельно с этим мы непрерывно учились. Отличные специалисты из нашей же среды читали нам лекции по новой технике. Занятия по реактивным двигателям вел у нас инженер- подполковник Максим Иванович Колков. Впоследствии он стал начальником одного из Управлений в/ч 15650. Помогал ему инженер-капитан Федоров Владимир Алексеевич. В отделении капитана Гудкова Федоров В.А. был на должности старшего ведущего инженера по двигательным установкам, я – по планеру и аэродинамике, а старший инженер-лейтенант Михаил Яковлевич Капустин – по баллистике и боевому применению. В этот (Московский) период деятельности части Гудкова А.Г. с нами почти не было. Он работал в комиссии по выбору будущего места базирования части. Находился почти все время в командировках. Ну и, конечно, мы изучали уставы, исполняли все атрибуты армейской жизни (наряды и пр.). Иногородние и холостяки ночевали тут же, в казарме, на тех же кроватях, сидя на которых, днем составляли заявки, конспектировали лекции. Семейные москвичи и подмосковники ночевать ездили к себе домой.
В этот же период была выполнена еще одна важная для части работы В конце 1946 года группа офицеров части во главе с полковником Рыжаевым убыла в командировку в советскую оккупационную зону Германии. Задача: выявление, отбор и отправка в нашу страну образцов новой техники, оборудования, аппаратуры, документации, представляющих интерес и необходимых для развертывания работы нашей части.
Каждый из членов группы получил документальное полномочие, район своей деятельности.
Врезался в память перелет из Москвы в Берлин. Во-первых, потому, что это был мой первый в жизни полет на самолете. Если не заглядывать в иллюминатор, впечатление осталось такое, как будто едешь в автобусе по хорошему шоссе. А во-вторых, потому, что всю дорогу в самолете я плясал и пританцовывал. Вылетел в хромовых сапожках на тонкий носок. а мороз в салоне был точно такой же, как и за бортом Ли-2, на котором мы летели. Видел с высоты Минск – одни остовы разрушенных зданий, руины. Под Минском дозаправлялись и отогревались.
В моем ведении было несколько авиационных заводов. А.Г Гудков, насколько я помню, действовал в Понемюнде, где немцы работали с ракетами V-1. Выполнив свою часть задания, я поездом Берлин-Москва возвратился в Москву. Отобранное нашей группой оборудование было доставлено отдельным эшелоном.
Место для Полигона выбрано и утверждено. Наступило время отъезда. приказано собраться в дорогу. В назначенный день по Москве по адресам ездил грузовик. Мы грузили в него свой небольшой скарб (нательное и постельное белье, посуду, четыре мешка картошки) Еще теща навязала корыто. Белье, посуда и другая мелочь были уложены в старый сундук. Вместе с сундуком и мешками мы с женой взобрались в кузов машин и поехали по следующему адресу, за майором Еленой Георгиевной Улановой.
Заполненный до отказа вещами и людьми грузовик прибыл на одну из станций Московской Окружной железной дороги. Вещи сгружались в товарные вагоны и на платформы. Я и В.А Федоров с семьями разместились в стоявшей на одной из платформ санитарной машине. Это был медпункт нашего эшелона. В дороге жена Федорова врачевала, а моя ей помогала.
После полной загрузки эшелона в назначенный час провожать нас приехали наши родственники. Мой тесть, спрыгивая с платформы уже на ходу поезда, чудом не пострадал.
Погода стояла отличная. И поэтому в свою «спецквартиру» мы уходили только на ночь, спать. А все дни в долгом пути мы проводили на воздухе. Любовались сначала проплывавшими пейзажами и городами, а ближе к концу пути – бескрайним горизонтом и редкими одинокими мазанками и верблюдами.
Мы ехали на свою целину.
Через 25 лет, закончив службу, я вернулся в Москву на постоянное место жительства. Дело, которому я отдал лучшие годы жизни, продолжают моя дочь, работающая инженером в одной из организаций военной промышленности, и мой зять, инженер-капитан, проходящий службу в 5-м Управлении. Учатся в школе в Ахтубинске два моих внука. Желаю им преданно и бескорыстно служить Родине на том пути, который они изберут себе в жизни.
В.Сахаров
Внук В.Сахарова Морозов П.А.
PS.
Эти воспоминания были написаны в конце 70-х годов. Их автора, к сожалению, давно уже нет. Его дочь, Сахарова Наталья Владимировна, проработала 28 лет в организациях промышленности в г. Ахтубинске, сейчас она на пенсии. 23 года прослужил в 5-м Управлении его зять, Морозов Анатолий Николаевич. Сейчас он подполковник в отставке и вот уже 15 лет продолжает испытывать новую авиационную технику, только в качестве гражданского инженера, в ОКБ им. Сухого.
Один из внуков, Морозов Павел Анатольевич, продолжает дело деда и отца, проходя службу все в том же 5-м Управлении. Подрастает правнук, Морозов Коля. И кто знает, может быть через несколько лет и он продолжит дело, которому посвятили свои жизни его прадед, дед, дядя.
Династия Морозовых: Морозов А.Н., Морозов П.А., Морозов М.А., Морозова Таня, Морозов Коля 9 мая 2007 года у мемориальной доски, где увековечена память Морозова Н.М. (отца Морозова А.Н.), погибшего в 1943 году в боях на Курской дуге.
Жизнь продолжается.