ЗАСЛУЖЕННЫЙ ШТУРМАН - ИСПЫТАТЕЛЬ СССР, СТАРШИЙ ШТУРМАН - ИСПЫТАТЕЛЬ В/Ч 52526, ПОЛКОВНИК.
Родился 21 февраля 1941 года в деревне Русская Изопельга Можгинского района, Удмуртской АССР в русской крестьянской семье. Через 4 месяца после его рождения началась Великая Отечественная война, ставшая тяжким испытанием для всех.
В 1949 году Леонид пошел в школу. Учился он не хуже других, старался не отставать, и у него получалось. Школьные годы прошли быстро. В 1959 году он после окончания 10 классов средней школы решил поступать в военное училище. 21 августа 1959 года после того, как он сдает вступительные экзамены, его зачисляют курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (ЧВВАУШ). В училище он учился хорошо и добился самого высокого признания как специалист. В 1964 году Леонид успешно оканчивает училище, ему присваивают первичное офицерское звание «лейтенант» и направляют в строевую часть в гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк Дальней авиации. В полку трудолюбивый и общительный молодой штурман быстро входит в строй.
Благодаря своему доброму, веселому, общительному характеру Леонид пользуется успехом у женщин. И одна из них, Людмила Петровна, сумела очаровать его. Они поженились. Семейная жизнь Леонида сложилась удачно. Через год в семье рождается дочь Светлана, позднее - вторая дочь Наталия.
В полку Данилов прослужил пять лет. За это время зарекомендовал себя дисциплинированным, исполнительным офицером и незаурядным штурманом, постоянно повышающим свою квалификацию. Он быстро вырос в должности до штурмана корабля и в воинском звании до капитана. Ему присвоипи квалификацию «Военный штурман 2-го класса». Молодого перспективного штурмана заметили и предложили перейти на испытательную работу в Ахтубинский НИИ ВВС.
В то время еще не было Центра подготовки испытателей. Штурманов на испытательную работу отбирали из строевых частей ВВС. Для этого создавалась комиссия по подбору перспективных для испытательной работы штурманов. В нее входили руководители штурманской службы и заслуженные штурманы-испытатели НИИ. Для отбора кандидатов комиссия вылетала в строевые части, где встречалась с претендентами, изъявившими желание стать испытателями. При отборе особое внимание обращалось не только на положительные характеристики, но и на склонность кандидатов к творческой, исследовательской работе, умение и желание самостоятельно изучать новое, не останавливаться на достигнутом уровне, а повышать свои теоретические знания и совершенствовать навыки практической работы.
Вот так среди нескольких отобранных в 1970 году в институт штурманов оказался и капитан Л.С. Данилов. Сначала, как и все прибывшие штурманы, он самостоятельно изучил методики летных испытаний, сдал необходимые зачеты, после чего получил допуск на выполнение испытательных полетов в качестве второго штурмана корабля. В этот же период он изучал новые для него самолеты, навигационные, бомбардировочные и ракетные системы. Вся учеба строилась как самостоятельная подготовка. Поэтому процесс становления штурмана-испытателя зависел в основном только от его желания, инициативы, настойчивости, трудолюбия и профессиональной подготовки. Выполняя полеты с опытными штурманами-испытателями, он перенимал их опыт работы в испытательной бригаде. Данилов успешно прошел этот довольно сложный период становления, изучил новую для него технику, вылетел на новых для него типах самолетов и приступил к самостоятельным испытательным полетам.
Для повышения своих инженерных знаний Леонид Степанович поступил на вечерний факультет «Взлет» Московского авиационного института, в котором успешно учился, несмотря на большую загруженность по работе.
Уравновешенный, невозмутимый, трудолюбивый и инициативный - он стал хорошим и надежным штурманом-испытателем, востребованным руководителями испытательных бригад. С поступлением на испытания самолета Су-24М он был включен в основной состав бригады по испытаниям этого самолета. Данилов Л.С. успешно проводит испытания новых видов вооружения, установленных на самолете. Об уровне его квалификации наглядно свидетельствует такой факт: в те годы только три штурмана-испытателя НИИ были допущены к проведению испытаний новой ракеты. Данилов был одним из них. Растет его профессиональный уровень, он становится штурманом - испытателем 1-го класса, а в декабре 1978 года его назначают на должность штурмана испытательной эскадрильи Службы летных испытаний истребительной авиации. Он вылетает на самолете - перехватчике Ту-128, а с поступлением на испытания опытного самолета - перехватчика МиГ-31 его включают в состав испытательной бригады. Для каждого испытателя большая честь быть в числе первых, тех, кому доверено испытывать совершенно новый, опытный образец авиационной техники.
Но не все в жизни Леонида Степановича складывалось гладко и благополучно. Порой судьба преподносила ему неожиданные и подчас просто нечеловеческие испытания. Он испытывал самолеты, а жизнь испытывала его. Так, при испытаниях самолета МиГ-31 ему пришлось впервые непосредственно столкнуться с одной стороны с несправедливостью некоторых заинтересованных только в своей «непогрешимости» людей, а с другой - с пониманием тех, кто ценит нелегкий труд испытателей и готов защищать их ради справедливости.
Заканчивался один из этапов испытаний, для завершения которого необходимо было выполнить один очень сложный эксперимент. Подходили к нему постепенно, по принципу «от простого к сложному», выполнив сначала несколько менее сложных полетов. Полеты выполнялись основным ведущим экипажем, а Леонид Степанович участвовал в испытаниях перехватчика в качестве дублера, поднимавшегося в воздух на втором самолете, для подстраховки ведущего экипажа. Но отказов техники на самолете ведущего не было, его экипаж всегда блестяще выполнял все задания. Данилов летал на самолете - дублере. Несмотря на то, что этот самолет всегда вылетал с подвешенными, готовыми к выполнению боевой задачи ракетами, по условиям обеспечения безопасности станцию захвата цепей на излучение включать на нем было нельзя. Поэтому практической тренировки по выполнению перехвата в этих полетах штурман не получал.
И вот наступил тот момент, который должен был поставить победную точку в завершении этапа испытаний. Но именно в этом полете на самолете ведущего произошел отказ. Вся ответственность за выполнение эксперимента легла на экипаж самолета-дублера в составе заслуженного летчика - испытатепя СССР полковника Чиркина Виктора Мартыновича (ставшего впоследствии Героем Российской Федерации, генерал-майором авиации) и штурмана-испытателя 1-го класса полковника Данилова Леонида Степановича. Им предстояло в одном заходе сбить несколько самолетов - мишеней. В условиях дефицита времени штурман все же смог выполнить захват всех целей, а командир экипажа выполнил пуск всех ракет. К сожалению, ракета, пущенная в конце, хотя и захватила цель и прошла с ней совсем рядом, но из-за того, что взрыватель не успел взвестись своевременно, и подрыва ее боевой части не произошло, самолет - мишень, попав в зону подрыва ракеты, остался непораженным.
При анализе выполненного полета к работе экипажа не было никаких претензий, а вот в алгоритме работы системы управления вооружением была выявлена конструктивная недоработка. Полет был признан незачетным, и требовалось его повторение. Из всех вышестоящих инстанций пошли многочисленные вопросы и претензии. Необходимо было объяснять, почему не все самолеты-мишени были сбиты. Руководители промышленности скромно умалчивали о том, что на самолете ведущего был отказ техники, и что была выявлена недоработка в алгоритме работы системы вооружения, но зато во весь голос говорили о том, что если бы Данилов работал более расторопно при захвате целей, то задача наверняка была бы выполнена.
Для Леонида Степановича наступили сложные времена. Незаслуженно обвиненный, он стал меньше планироваться на испытания самолета МиГ-31, его допускали только к тем полетам, где роль штурмана была минимальной. Мы, как могли, боролись за Данилова, но силы были явно неравны. Точку в этом противостоянии поставил председатель Государственной Комиссии по этому самолету, известный боевой летчик - фронтовик главный маршал авиации Савицкий Е.Я., который на очередном заседании сказал, что штурмана Данилова не только нельзя обвинять и упрекать, а что за такую работу необходимо награждать. Если бы такой случай произошел в строевой части, то он - маршал - ходатайствовал бы о представлении экипажа к награждению орденами. Но испытателей в то время наградами не баловали. Считалось, что в том и состоит работа испытателя, чтобы без всяких оговорок уметь делать всё, что раньше делать не приходилось, в любых ситуациях всегда находить то единственно правильное решение и выполнять его безупречно. Тем не менее, оценка председателя Государственной Комиссии не осталась без внимания. Леонида Степановича вынуждены были допустить ко всем видам испытаний этого самолета. Он продолжил испытания опытного самолета - перехватчика и выполнил позже не только подобный, но и более сложный эксперимент, полностью оправдав доверие и оценку главного маршала авиации Савицкого ЕЯ. За испытания этого самолета Данилов Л.С. в числе других испытателей был награжден орденом Красной Звезды.
После завершения Государственных испытаний самолета МиГ-31 Леонид Степанович вернулся к испытаниям вооружения и оборудования на самолетах СУ-24МР, СУ-24М, ТУ-22М. Все у него шло отлично, пока судьба не поставила перед ним новое жестокое испытание.
В 1978г. при испытаниях самолета Су-24М летчиком Петром Ивановичем Кузнецовым при взлете самолета произошел отказ техники, приведший к падению самолета с малой высоты. Летчик не мог вывести самолет из этой критической ситуации даже теоретически. Петр Иванович мог сразу принять решение на покидание самолета, но как настоящий летчик - испытатель он думал в первую очередь не о своей жизни, не о своем спасении, а о спасении самолета, о тех, кто будет летать на этом самолете в строевых частях. Самолет падал с небольшой высоты, увеличивая крен, летчик прикладывал все силы для того, чтобы спасти вышедшую из повиновения машину. Но резерв времени, отведенный Кузнецову и Данилову, неумолимо иссякал. За 3 секунды до столкновения с землей штурман Данилов катапультировался. Летчик Кузнецов П.И. катапультируемым креслом не воспользовался и погиб. Возможность спасения экипажа быпа, если бы при катапультировании Данилова автоматически сработала катапульта Кузнецова, но этого не произошло, потому что система одновременного катапультирования экипажа в те годы не включалась. И это не зависело ни от летного экипажа, ни от техников. Таковы были инструкции.
Как всегда в таких случаях, из Москвы прибыла комиссия для расследования этого летного происшествия. В комиссию были включены и специалисты от нашего института. Уже была установлена причина происшествия и сопутствующие ему причины, члены комиссии приступили к подготовке материалов в Акт. И в это время председатель комиссии, начальник службы безопасности ВВС поднял вопрос о том, что штурман Данилов Л.С. нарушил нормативные документы, регламентирующие летную работу, катапультировавшись, не получив на это команду от командира экипажа. Он выдвинул версию о том, что покидание самолета штурманом без команды командира могло усугубить развитие аварийной ситуации. Несмотря на то, что члены комиссии, произведя расчеты, доказывали, что за оставшиеся 3 секунды до столкновения самолета с землей уже ничего сделать для спасения самолета было невозможно, председатель комиссии счел необходимым дважды вызвать на заседания комиссии Данилова Л.С. из госпиталя, где тот проходил лечение, а потом реабилитацию после катапультирования.
Катапультирование, гибель товарища, с которым перед этим взлетал в одном самолете, необоснованные придирки председателя комиссии, требовавшего наказания Данилова - это еще один (к сожалению, не последний) жестокий удар судьбы. Мужественный человек, любящий свою профессию испытателя, он снова продолжает испытывать самолеты, их оборудование и вооружение. Это уже зрелый, опытный, закаленный в трудностях штурман-испытатель, профессионал высшего класса, которому по праву было присвоено высокое звание «Заслуженный штурман - испытатель СССР».
Во второй половине восьмидесятых годов полковник Данилов Л.С. был переведен на Чкаловскую, в войсковую часть 52526. Готовясь к переводу, он начал изучать самолеты военно - транспортной авиации и даже принял участие в испытаниях некоторых из них. Но на новом месте его ожидал очередной сюрприз: он был назначен не в самолетную эскадрилью, а в вертолетную. И снова началась напряженная учеба и освоение нового для него оборудования и вооружения. Но постоянная учеба для Данилова Л.С. была привычным делом. Ведь все испытатели - это вечные ученики - они постоянно изучают новые самолеты и вертолеты, новые навигационные комплексы, новые комплексы вооружения, разведки, радиопротиводействия, новые методы их боевого применения, проведения испытаний и многое - многое другое. Испытатель не может, не имеет права остановиться в своем развитии и совершенствовании своих профессиональных знаний и навыков. Леониду Степановичу за свою жизнь довелось многое изучить и многое сделать впервые. Поэтому он достаточно быстро вошел в строй штурманов - испытателей вертолетов.
К сожалению, 13 декабря 1989 года в испытательном полете на вертолете Ми-26 заслуженный штурман - испытатель СССР Данилов Леонид Степанович погиб. В авиационной катастрофе погибли летчик - испытатель полковник Разбегаев А.П., молодой перспективный летчик - испытатель подполковник Чуркин Н.П., бортовой техник капитан Охотников С.П. и бортовой механик прапорщик Метельский А.Т. Комиссия при расследовании авиационного происшествия выявила причину их гибели: конструктивно - производственный недостаток в системе управления вертолетом, который проявился на очень малой высоте полета. В последний момент летчики ценой невероятных усилий сумели отвести огромную винтокрылую машину от населенного пункта. Командование НИИ вышло с ходатайством о награждении посмертно членов экипажа за этот подвиг, но ходатайство так и осталось без реализации... Похоронен весь экипаж на кладбище п. Чкаловский. На могиле в память об их подвиге воздвигнут памятник.
Леонид Степанович был настоящим штурманом - испытателем, стремящимся многое познать и проверить своими руками, вечный ученик и вечный труженик, скромный, спокойный, очень выдержанный человек, умевший держать удары судьбы и спорить с ней. Он был испытателем высшего класса, заслуженным штурманом-испытателем СССР. Несмотря на все удары судьбы, он остался верным своей профессии и ушел из жизни на своем рабочем месте штурмана в испытательном полете.
Имя Леонида Степановича Данилова навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.
Заслуженный штурман-испытатель СССР полковник в отставке Л.Руденко.
Полковник в отставке Р. Лазарев.