Он обладал яркой, обаятельной, привлекающей внимание внешностью и легкой, уверенной походкой. Про таких обычно говорят: не идет, а парит, словно имеет за плечами крылья.
И действительно, Юрий Тараканов имел крылья. Он приобрел их, поступив в 1964 году, после окончания средней школы в городе Ленинграде, в Качинское военное авиационное училище летчиков имени А.Ф. Мясникова.
Учился легко, казалось, что он схватывал все налету. Хорошо усваивая теоретические дисциплины, отдавал предпочтение всевозможным практическим занятиям и особенно полетам. Командование отмечало его трудолюбие, упорство, настойчивость, проявленные им в учебе. Эти черты своего характера Юрий Тараканов сохранил на всю жизнь. К окончанию училища он освоил многие премудрости летного мастерства, а инструкторы и преподаватели заметили не только его талант летчика, но и склонность к инструкторской работе.
Именно это сыграло определенную роль в том, что после окончания летного училища, в 1968 году, при распределении его назначили на должность летчика-инструктора учебной авиационной эскадрильи самолетов Л-29 учебного смешанного авиационного полка Краснодарского объединенного военного летно-технического училища имени А.К. Серова.
Летное мастерство, трудолюбие, личное обаяние позволили ему быстро завоевать авторитет у курсантов, преподавателей, командования. В этом же году он назначается на должность старшего летчика-инструктора. Расширяется его послужной список, растет летное мастерство: в 1969 году ему присваивают квалификацию «военный летчик - инструктор 3 класса», а в 1973 - «военный летчик - инструктор 2 класса». Именно в это время капитан Тараканов Юрий Иванович добился разрешения на поступление в ЦПЛИ.
Учеба в Центре подготовки летчиков-испытателей, а потом и в МАИ, давалась ему легко. Приказом ГК ВВС в 1974г., после окончания Центра, его назначают на должность летчика-испытателя 1-ой авиационной испытательной эскадрильи войсковой части 18374. С жадностью отдается Юрий Тараканов испытательной работе, легко осваивает различные новые типы самолетов, много летает. В 1976 году Юрия Ивановича назначают на должность старшего летчика-испытателя. Хорошо проявил себя Юрий Иванович на испытательных работах МиГ-25РБ, где требовалась филигранная техника пилотирования на больших высотах.
Учитывая его большой опыт летчика-инструктора и приобретенный опыт испытателя, в 1978 году его назначают на должность инструктора старшего летчика-испытателя в Центр испытаний авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей войсковой части 15650. К этому времени он успешно окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.
На новой должности он увлечен работой, окружен друзьями, неплохо налажен быт, дома любимая жена и сын. Его работа отмечается командованием, ему присваивается очередное воинское звание «подполковник». Перед ним открываются новые перспективы для повышения мастерства и служебного роста.
27 сентября 1979 года он не вернулся из полета. Погиб в результате авиационной катастрофы. Накануне Юрий Иванович вернулся из отпуска. Желание как можно быстрее войти в строй было понятным и, может быть, поэтому было спланировано на полеты одно из самых сложных упражнений курса летной подготовки. Одной из версий произошедшей катастрофы явилось нарушение управляемости самолета из-за попадания постороннего предмета в систему управления. Этим предметом мог быть наколенный планшет летчика. Планшеты для летчиков- испытателей система снабжения ВВС не поставляла. Это были штучные изделия. Летчики их заказывали (покупали) на заводе авиационных тренажеров в г. Пензе. После произошедшего случая были разработаны технические требования к планшету и сделан заказ на Чкаловском опытном заводе. С тех пор летчики-испытатели - выпускники Центра подготовки - вместе с дипломом об окончании получают наколенный планшет летчика-испытателя.
Ему было 34 года от роду. Он навсегда остался в памяти товарищей по службе, всех тех, кому довелось с ним общаться по работе, просто в процессе повседневной жизни. Он навсегда живой в сердцах его жены Валентины Григорьевны и сына Павла.
Похоронен Юрий Иванович на 41-м километре у поселка Чкаловский.
Сын Павел продолжает дело отца. По окончании Качинского летного училища служил в Ахтубинске. После расформирования полка уволился из Вооруженных Сил, окончил гражданскую школу испытателей в г. Жуковском и сейчас работает на заводе в Комсомольске-на-Амуре летчиком-испытателем.
Имя ТАРАКАНОВА ЮРИЯ ИВАНОВИЧА навечно занесено в скорбный список летчиков-испытателей, не вернувшихся из полета.
Василий УДАЛЕЦ.