Помним всех поименно...

ГРИНФИЛЬД ЭММАНУИЛ САМУИЛОВИЧ


Надо прямо сказать, что нам повезло, когда в бывшем музее войсковой части 23570 была обнаружена фотография мужественного летчика капитана Гринфильда Эммануила Самуиловича. Кроме этого фото никаких других документальных данных не было найдено. О Э.С. Гринфильде рассказал ветеран Ахтубинского гарнизона старшина в отставке Николенко Леонид Филиппович, прибывший во Владимировку в числе первых вместе с ним в конце августа 1947 года. На глазах Николенко и погиб этот отважный летчик. Глядя на фотографию, Леонид Филиппович вспоминал и рассказывал.

Эммануил родился в г. Киеве 1 мая 1916 года. В школе учился легко. Уже в старших классах решил стать летчиком. В 1934 году, после успешного окончания десятилетки, он поступает в аэроклуб, в котором обучается целый год. После аэроклуба Эммануил поступил в военное авиационное училище под Киевом в г. Борисполе. Учился успешно, летать любил. В начале обучения все курсанты освоили самолет По-2 (У-2), затем истребитель И-16 - «ишак», быв­ший в то время массовым боевым самолетом.

Великую Отечественную войну Гринфильд встретил опытным летчиком - м-истребителем, летавшим на самолетах И-16, И-153. Не­смотря на то, что они считались в то время одними из лучших отечественных самолетов, эти машины уступали по многим летно-техническим характеристикам (ЛТХ) вражеским истребителям. Новые самолеты начали поступать в войска только в середине войны. Тогда Эммануил и прошел переучивание на новом истребителе Ла-5, на котором и закончил войну.

На фронте он проявил себя мужественным и отважным летчи­ком, мастером воздушного боя. По воспоминаниям Николенко Л.Ф., Гринфильд совершил сотни боевых вылетов. В воздушных боях в группе и лично сбил не менее десяти фашистских самолетов. Трижды был подбит. Дважды покидал самолет над «своей» территорией, а однажды дотянул на самолете до аэродрома. Судьба хранила храброго летчика - за всю войну ни одного серьезного ранения, лишь незначительные царапины и ушибы!

За ратные подвиги в небе Великой Отечественной войны летчик Гринфильд награжден четырьмя орденами и многими медалями: двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней, медалями «За Отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.

Его часто называли просто по инициалам – ГЭС (многие родители в то время давали детям имена в честь революции - Сталь, Вилен, Ким и подобные). Он же шутил, что его инициалы сами собой сложились в честь главной стройки страны – Днепрогэс.

Гринфильд был невысокого роста. Общительный, энергичный, любил юмор. Пользовался уважением сослуживцев, заражая окружающих добротой и оптимизмом.

28 августа 1947 года по праву может считаться днем рождения Ахтубинского гарнизона: в этот день здесь совершили посадку первые самолеты особого смешанного испытательного авиационного полка, сформированного в станице Ленинградской; на железнодорожную станцию Ахтуба прибыл эшелон с остальным личным составом, техническим имуществом и семьями.

Уже через неделю, 3 сентября 1947 года, командир полка полковник Ф.Федоренко доложил о завершении перебазирования полка и начале плановых занятий по учебно-боевой подготовке: в соответствии с расписанием в этот день проводились прыжки с парашютом. Капитан Гринфильд Э.С. был опытнейшим парашютистом, совершившим сотни прыжков. Как инструктор-парашютист он первым выполнил прыжок с самолета По-2. Затем десантировались другие летчики и штурманы.

Главной задачей полка было обеспечение Кап. Яра самолетами-мишенями Ту-4, Ил-28 и др. для отработки и испытаний ракет класса «земля-воздух». Истребители должны сопровождать мишени и не допускать их отклонения от заданного маршрута. Полетов было много.

Но напряженная служба не помешала Эммануилу в это время, вызвав из Киева свою любимую, создать семью. После свадьбы Гринфильды снимали жилье во Владимировке, по ул. Советской, там в то время жили многие офицеры полка.

В 1949 году на вооружение стали поступать новые реактивные истребители Ла-15. Эммануи­ла как опытного летчика в числе первых посылают на переучивание. Вскоре он еще с несколькими летчиками освоил современные на тот момент машины.

Новый самолет отличался хорошими ЛТХ, был легок в пилотировании, но у него имелся один недостаток - слабая тяговооруженность. Однажды он стал роковым. 27 октября 1949 года командование впервые решило провести показ авиационной техники, во время которого было запланировано выполнение фигур высшего пилотажа.

Капитану Гринфильду было поручено выполнение пилотажа на истребителе Ла-15. Он мастер­ски выполнил первую часть программы показа. Это вызвало восхищение начальства и зрителей, однако, завершая полет, летчик на мертвой петле, потеряв скорость, свалился в перевернутый плоский штопор. Поняв, что гибель неизбежна, так как вывести самолет из штопора или покинуть его невозможно, он запел песню: «Широка страна моя родная…», которую на КП по радиообмену услышали все, находившиеся там… На глазах у всех произошла катастрофа - самолет столкнулся с землей и взорвался. Трагедия случилась в том районе, где сейчас находится 8 КПП.

Гибель потрясла весь личный состав полка. Ушел из жизни один из лучших летчиков. В части был объявлен траур. Больше всех пережи­вала жена, она долго не могла оправиться от нервного срыва, несмотря на помощь друзей и со­служивцев.

Хоронила капитана Гринфильда Эммануила Самуиловича вся часть. Похоронен он на старом кладбище г. Ахтубинска в квадра­те И-4.

Имя Гринфильда Эммануила Самуиловича навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

Полковник в отставке Лазарев Р.Н.


Scroll to Top