Помним всех поименно...

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВАДИМОВИЧ


Cтарший летчик - испытатель подполковник.

Память восстанавливает немногочисленные моменты взаимодействия по совместной службе с летчиком-испытателем Кузнецовым Александром.

Александр родился 14 июня 1934 г. в г. Ленинабаде Таджикской ССР в русской семье. Детство у Александра было трудным. Отца репрессировали, когда ему не было пяти лет. Он написал письмо Сталину с просьбой отпустить из тюрьмы отца, которое впоследствии его мама хранила всю жизнь.

В школе Александр учился хорошо, старался. Его сочинения по литературе были самыми лучшими. Часто его приводили в пример. Способность его точно и красиво выражать свои мысли, проявившаяся в школьные годы, осталась навсегда.

В 1951 году Александр успешно окончил 10-й класс спецшколы ВВС г. Ленинабада. «Преподаватели настойчиво рекомендовали ему поступать на литературный факультет, где его бы приняли без экзаменов»,- рассказывала в свое время Кондаурову В.Н мать Кузнецова А.В.. Но Александр сказал: «Только в авиацию, хочу летать!» Он мечтал быть только летчиком.

И все же сначала обстоятельства привели его в Московский автомобильно-дорожный институт имени Молотова. Будучи развитым юношей, он без напряжения справлялся с учебой. В октябре 1955 года Дзержинский РВК г. Москвы призывает Александра в армию, не дав окончить учебу в институте. Его направляют на учебу в 151-е Военное авиационное училище летчиков ВВС в Сызрань. В училище Александр все свои силы направляет на успешное освоение учебной программы. Учится хорошо, летать любит. Мечта - стать летчиком - теперь в его руках.

В 1957 году после успешного окончания летного училища Александру присвоили воинское звание «лейтенант» и направили в истребительный авиационный полк ВВС. С первых дней службы в полку он зарекомендовал себя с лучшей стороны. Как летчик он сразу же показал свои способности в пилотировании истребителя. Общительный характер помогает ему быстро войти в новый коллектив. Его универсальный склад ума замечают и ценят.

В 1958г. он женится. Жена - Нелли Федоровна. На следующий год в семье родилась дочь Татьяна, а через пять лет сын Олег. Александр, несмотря на все сложности, связанные со службой, в 1959 оканчивает автодорожный институт.

В этом же году Александра переводят в истребительный авиаполк на Дальний Восток. На новом месте службы летает много, с желанием. В 1960г. ему присваивают воинское звание «старший лейтенант». Он получает звание «инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС». После успешной сдачи зачетов ему присваивают классность: «военный летчик 3-го класса». В 1961 году его назначают на должность старшего летчика и присваивают квалификацию: «военный летчик 2-го класса». В это же время Кузнецова отбирают для работы по испытанию самолетов. Он постоянно расширяет свои знания. Но чтобы до глубины познать всю авиационную науку и, как говорится, «насквозь» видеть самолеты, Александр поступает в Казанский авиационный институт, где в 1965 году защищает диплом по теме: «Системы автоматического управления самолетом». Очень важное направление в развитии авиации в тот период. Во время службы на Дальнем Востоке решается вопрос о направлении его на испытательную работу. В 1964 году капитан Кузнецов Александр Вадимович прибыл в Ахтубинск на должность летчика-испытателя 1 авиационной испытательной эскадрильи СЛИ войсковой части 18374.

Летный коллектив принял его хорошо. Вот как пишет о нем в своей книге Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР Микоян С.А.: «Хочу сказать несколько слов об этом необычном человеке. Александр Вадимович Кузнецов, может быть, не входил в число асов-испытателей, но он заметно выделялся своей грамотностью и интеллектом. Он окончил два технических ВУЗа, и я помню, как на экзаменах на квалификацию летчика-испытателя 1-го класса он приятно удивил меня и других членов комиссии не столько знанием формул, сколько глубоким пониманием теории и физической сущности динамики полета. Саша запомнился мне и еще одним своим качеством — он талантливо, хорошим слогом писал по-русски, писал письма, поздравительные адреса и все, о чем его просили. Он был высоким, красивым, спортивным человеком, любившим и погулять, и выпить, но при этом он всегда оставался добрым и веселым».

Кузнецов быстро освоил все самолеты, имевшиеся в то время в отделе. Все, что в части «летало», его интересовало. Вот как характеризует его в своей книге Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР Кондауров ВН.: «...Подвижный, общительный, с ироническим юмором, рискованный испытатель-романтик, постоянно рвавшийся к сложным экспериментам». Вскоре он был включен в испытательную бригаду по испытаниям истребителя-перехватчика МиГ-25П. Мечта Александра сбылась. Он стал летчиком-испытателем самого современного в то время истребителя.

В 1968 г. ему присвоили воинское звание «подполковник», а в 1970 году назначили на должность старшего летчика-испытателя. Полетов в те годы выполнялось ежедневно очень много. Аэродром работал с раннего утра до поздней ночи, порой без выходных. Активно велись испытания на самолете МиГ-25.

10 мая 1973 года Кузнецов А.В. полетел на оценку нового контура САУ на МиГ-25П. При выполнении этого испытательного полета на значительной скорости и малой высоте произошло энергичное самопроизвольное вращение самолета вокруг продольной оси. «Когда самолет стал переворачиваться, Кузнецов, видимо, сразу понял, что остановить вращение не сможет, и тут же катапультировался, но из-за очень большой скорости и вращения самолета его ударило, очевидно, о хвостовое оперение. Парашют автоматически раскрылся и опустил Сашу на землю, но нашли его уже мертвым, со следом удара по защитному шлему и со сломанными руками. Когда я прилетел на вертолете на место, его уже увезли на прилетевшем первым спасательном. По следу на сухой земле было видно, что парашют протянул Сашу несколько метров, и на ней осталась дорожка крови. Значит, при приземлении сердце еще билось», - описывает трагические обстоятельства гибели летчика Микоян С.А. «При расследовании катастрофы Кузнецова комиссией мнения по поводу причины разошлись. Военные инженеры-испытатели высказали предположение, что вращение самолета было связано с гидроусилителями (бустерами) системы управления. В ЛИИ же провели исследования в полете, в которых представители промышленности хотели доказать, что эта версия не подтверждается ... и лишь случайность позволила выявить опасный дефект».

Этот недостаток - «самопроизвольное вращение» - «забрал» четыре жизни опытных летчиков. Жизнь Кузнецова Александра Вадимовича была третьей. Он похоронен на кладбище г. Щелково Московской области.

Имя Кузнецова Александра Вадимовича навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

ЛАЗАРЕВ Р.Н.


Scroll to Top