Заслуженный летчик-испытатель СССР, командир испытательной авиационной эскадрильи, старший летчик-испытатель полковник.
Если вы ищете пример целеустре-мленности, мужества, верности и упорства в достижении цели, жизнь Заслуженного летчика - испытателя СССР, старшего летчика - испытателя, командира испытательной авиационной эскадрильи Первого Управления НИИ ВВС им. В.П. Чкалова полковника РУХЛЯДКО Николая Васильевича - именно такой пример.
Он испытывал современные авиационные комплексы и вооружение, выполнял практически все виды испытательных полетов, совершенствуя вместе с конструкторами, инженерами и техниками военную авиацию. И сама авиация постоянно испытывала его. Николай Васильевич эти испытания выдержал. Он - Победитель, даже несмотря на то, что погиб в испытательном полете.
Просто иногда победа дается чрезвычайно высокой ценой. Без Рухлядко, наверное, наша военная авиация в чем-то была бы другой. Немногословный, сдержанный человек, классный летчик, великолепный товарищ - Николай Рухлядко навсегда остался в памяти всех, кто его знал.
Мне выпало счастье начинать свою карьеру ведущего инженера по испытаниям в бригаде, куда Николай Васильевич Рухлядко (тогда еще майор) был назначен ведущим летчиком. Проводили мы контрольные летные испытания головного образца самолета Су-7БМК, предназначенного для поставки в дружественные нам страны, в частности в Арабскую Республику Египет.
Николай Рухлядко выполнил, практически, всю программу испытаний, от облета самолета перед испытаниями, до заключительного полета на проверку прочности. Он же писал и летную оценку для акта по испытаниям, а потом (разумеется, вместе с другими летчиками и специалистами бригады) отрабатывал инструкцию по летной эксплуатации самолета.
Чем мне запомнилась работа с Рухлядко в этих испытаниях? Первое, безусловно, вдумчивая, тщательная, дотошная подготовка к каждому полету. Второе - полное выполнение полетного задания. Третье - детальный отчет о выполнении полетов. Все, кто служил в Первом Управлении в то время, знают, как внимательно следили за качеством и полнотой отчетов летного состава такие командиры, как полковник Иванов Василий Гаврилович, комэски - Баранов Валерий Николаевич, Князев Эдуард Николаевич, Девочкин Анемподист Сергеевич. Отчеты Рухлядко были вне критики. Ленты самописцев, привезенные из полетов, выполненных Рухлядко, позволяли инженерам получить необходимую информацию. Не помню случая (к сожалению, такое иногда бывает), когда полет был бы незачетным по вине Николая Васильевича.
Самолет Су-7БМК, на котором мы проводили испытания, обслуживался инженерно-авиационной службой нашего Управления. Никогда не приходилось видеть каких-либо недоразумений между Рухлядко и специалистами ИАС (а такое, увы, иногда случалось в испытаниях).
И еще одно хочу подчеркнуть. В нашей совместной работе Николай Васильевич Рухлядко научил меня быть на равных с летчиком (разумеется, каждый в своем деле). Эта учеба мне потом пригодилась. К моему искреннему сожалению, после этих испытаний мне уже не удалось работать в одной бригаде с Николаем Рухлядко, Он испытывал в основном самолеты ОКБ имени Сухого, мне же дальше довелось больше заниматься самолетами Микояна (МиГ-23, МиГ-27), на которых Рухлядко не летал. Но товарищеские отношения в службе у нас сохранились, как сохранились и полученные уроки.
Родился Николай Рухлядко 15 марта 1938 года в г. Мерефа Харьковской области. Война не обошла его стороной: досталось в оккупации (1941 -1943 годы).
Во время учебы в школе увлекся авиацией, летал в аэроклубе. В 1955 году после окончания средней школы поступил в Армавирское авиационное училище летчиков, которое успешно окончил в 1957 году.
После училища в 1957-1959 годах Рухлядко служил в частях истребительной, а затем истребительно-бомбардировочной авиации Прибалтийского военного округа. В 1960 - 1963 годах - в группе Советских войск в Германии, летал на самолетах типа Су-7Б. Полк, в котором служил Рухлядко, входил в состав объединения, командовал которым прославленный летчик Великой Отечественной воины, дважды Герой Советского Союза, ставший позже Заслуженным военным летчиком СССР, маршалом авиации, Николай Михайлович Скоморохов. Ему и попадали рапорта, подаваемые Рухлядко с просьбой отпустить на испытательную работу. Но он его отпускать не хотел - кому же хочется отдавать лучших? В этом случае, как говорится, не было бы счастья, да помогло несчастье.
4 июня 1963 года Николай Рухлядко выполнял полет на самолете Су-7Б с атакой наземной цели со сложного вида маневра (полупетли). При выполнении восходящей части маневра под углом 90-110 градусов произошел помпаж двигателя с последующей его остановкой и заклиниванием (как выяснилось позже, это случилось из-за обрыва лопаток компрессора двигателя). Попытки запуска двигателя успеха не имели. Летчик катапультировался на высоте 500 метров. Рассказывают, что это наблюдал с земли и командующий. После этого случая, в том же 1963 году, он дал «добро» Николаю Васильевичу на перевод в испытатели. В ноябре 1963 года Николай Васильевич Рухлядко назначен летчиком-испытателем Первого Управления НИИ ВВС.
Николай прибыл в Управление, где тогда служили многие выдающиеся военные летчики-испытатели. Герои Советского Союза, Заслуженные летчики-испытатели СССР. Достаточно вспомнить такие фамилии, как Микоян С.А., Манучаров А.А., Иванов В.Г., Котлов В.С, Твеленев М.С., Белясник П.Н., Фадеев Л.И., Кабрелев П.Ф., Бобровицкий М.И., Баранов В.Н., Князев Э.Н., Петерин Л.Н., Иванов А.Д., Горовой Г.А. Позднее высокие звания получили многие летчики, начинавшие службу почти одновременно с ним: Бежевец А.С., Мигунов В.В., Кондауров В.Н., Грузевич Б.И., Стогов Н.И., Берсенев А.В., Лаврентьев С.А. и многие другие. Заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Васильевич Рухлядко - из их числа. В годы, когда он прибыл в Управление, еще не было Центра подготовки летчиков - испытателей. Прибывающие летчики вводились в строй в индивидуальном порядке, в зависимости от предшествующего опыта и будущей перспективы.
Сначала шло изучение теории, методов и методик летных испытаний, параллельно - практическое их освоение на учебных и серийных самолетах. Затем - постепенное, от простого к сложному, подключение в испытаниях к выполнению полетов. Разумеется, все это требовало еще и освоения новых для летчиков типов аппаратов и совершенствования общей подготовки. Поэтому Рухлядко поступает на заочное обучение в Качинское ВВАУЛ, которое оканчивает в 1968 году. Много летает, К ранее освоенным типам самолетов он добавил разные модификации МиГ-21, СУ-9, СУ-11, СУ-15, ЯК-25РВ, Як-28П. Летал практически на всех модификациях самолета Су-7Б.
В начале карьеры испытателя был вторым летчиком в ряде испытаний (например Як-28 П). Летал на грунтовых ВПП, с узких металлических ВПП. «Возил» на растряску ракеты, бомбы, пускал неуправляемые ракеты, стрелял из пушек.
Постепенно перед ним ставились все новые задачи. Вспоминается, как в августе 1969 года бригаде института было поручено проведение испытаний самолета Су-7БКЛ в условиях горной местности и высоких температур. Нужно было уточнить особенности взлета и посадки, и выполнение боевого маневрирования в таких условиях. В этих испытаниях выполнялись, в частности, взлеты со стартовыми пороховыми ускорителями СПРД-11.
У Рухлядко взлеты были нормальные. Полеты на Су-7БКЛ Николай Рухлядко выполнял в Грузии (Диди-Шираки, или Большие Шираки) и в Армении (полеты выполнялись с аэродрома города Еревана). Всего выполнено почти два десятка полетов.
28-29 августа 1969 года Рухлядко выполнял полеты в Ереване. Ведущий инженер из нашего отдела потом рассказывал, что в столице Армении ее жители, узнав о полетах, семьями приходили посмотреть, даже места заранее занимались. Летчик выполнял пилотаж к восторгу зрителей. И восхищенные зрители встречали его с цветами, фруктами, дарами виноградников. Полеты Николая Рухлядко помогали укреплять чувство гордости за свою страну, авторитет летчиков-испытателей.
Но все же главное дело Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Рухлядко Николая Васильевича - испытания по оценке и доводке самолетов Су-24, Су-24М. Впервые вылетел он на самолете Т-6И (предшественник Су-24) 2 сентября 1971г. Позднее Рухлядко летал практически на все виды полетных заданий по программе государственных испытаний Су-24. В этих полетах было все, что требовало мастерства, воли, мужества.
Так, 12 июня 1974 года, в одном из полетов на оценку устойчивости и управляемости из-за разворота на одной плоскости крыла поворотного пилона (подвесного устройства) произошла потеря управляемости. Самолет перешел в отвесное пикирование и не реагировал на отклонение рулей. Николай дал команду штурману покинуть самолет, что и было выполнено. Сам продолжал бороться и катапультировался лишь на высоте 150 метров. Это было его второе катапультирование. Другому этого хватило бы, чтобы прекратить активное участие в испытаниях.
Николай Васильевич Рухлядко не из этого числа. Уже в ноябре 1974 года он возобновил активные полеты на испытания. В июле 1976 года Николаю Васильевичу Рухлядко вручена высокая награда - орден Ленина. С 1977 года он начал активное участие в государственных испытаниях самолета Су-24М.
Важные испытания с участием Николая Васильевича проводились в марте-мае 1981 года по оценке режима огибания рельефа в горной местности, для которых пришлось летать с отрывом от основной базы (возможности маловысотного контура исследовались при облете Эльбруса).
15 сентября 1981 года экипаж в составе Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Рухлядко Николая Васильевича и старшего летчика-испытателя Лоткова Владимира Александровича выполнял полет на самолете Су- 24 по исследованию характеристик разгона с одним (из двух, имеющихся на самолете) остановленным двигателем. На 35 минуте полета, на высоте 1200м и скорости 600км/ч при запуске левого двигателя (а в полете было несколько его выключений и последующих запусков) из-за негерметичности обратного клапана кислородной подпитки двигателя возник пожар, затем взрыв топливного бака. Потом - тряска, снижение самолета. Решив катапультироваться, левый летчик (командир экипажа) потянул ручки-держки катапультного кресла, но принудительного катапультирования экипажа не произошло (вероятно, из-за нарушения работоспособности системы спасения). Правый летчик Лотков катапультировался автономно. Заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Рухлядко Николай Васильевич погиб. Дублирующая система сброса фонаря и катапультирования по механической линии не была использована, почему – не ясно, возможно, из-за недостатка времени.
Владимир Лотков, спасшийся в той катастрофе, позднее 7 февраля 1984 года погиб при выполнении пилотажа на самолете МиГ-29 в Кубинке {по причинам конструктивно-производственного характера).
Дважды до гибели судьба ставила Николаю Васильевичу Рухлядко задачу выбора: быть в авиации или нет. Он остался верен своей цели. Выше всего у таких людей развито чувство долга, преданность своему делу, готовность спорить с судьбой.
Живет память о Заслуженном летчике-испытателе СССР Николае Васильевиче Рухлядко у всех, кто его знал. Летают самолеты, путевку в жизнь которым он давал.
Служил в Первом Управлении его сын, прекрасный инженер-специалист, который в настоящее время работает в ОАО «ОКБ Сухого». В этом - жизнь Николая Васильевича Рухлядко. И очень хочется, чтобы о нем знали все те, кто только начал путь в авиацию или только собирается этот путь начинать.
Имя Николая Васильевича Рухлядко навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.
Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР полковник в отставке Б. БАХАНСКИЙ.