Помним всех поименно...

ЛЕСНИКОВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ


Игорь Иванович Лесников родился 1 августа 1928 года в г. Архангельске, в дружной семье.

Тяжелая жизнь настала в родительском доме в сталинские времена после репрессии отца. Беда сближает людей. Мать и сын стали больше поддерживать друг друга. В детстве Игорь, хотя и не отличался особой усидчивостью, но был сообразительным, любознательным, старательным и прилежным ребенком, неплохо учился в школе.

В старших классах друзья предложили поступать в спецшколу ВВС, чтобы стать «сталинским соколом». Шла война, и многие мальчишки того времени выбирали военные специальности. Игорь согласился. Мать сына поддержала. И в 1946 году Игорь успешно заканчивает 10 классов спецшколы ВВС в городе Липецке.

В этом же году Липецкий городской военкомат по окончании спецшколы ВВС призывает Игоря в Вооруженные силы и направляет на учебу в Борисоглебское авиационное военное училище летчиков. В училище летчиков Игорь сразу же с душой берется за учебу, свои способности направляет на освоение летного мастерства, на достижение поставленной цели. Начав летать и испытав радость полета, он понял, что летная профессия - для него, он создан для полетов. В училище он летал больше всех. Старание курсанта Лесникова было замечено. Его неоднократно поощряют за успехи в учебе: объявляют благодарности, награждают ценными подарками. В 1950 году Лесников Игорь Иванович успешно оканчивает училище, ему присваивают звание «лейтенант» и как способного, талантливого летчика не отправляют в строевую часть, а оставляют в училище летчиком - инструктором.

За время учебы Лесников в совершенстве освоил пилотирование истребителей Ла-5, Ла-7. Он последовательно и настойчиво продолжает овладевать новыми типами истребителей и совершенствовать пилотаж. Уже в полку он осваивает самолеты МиГ-15, МиГ-17, Ла-15.

В 1952 его назначают в учебный авиационный полк боевых самолетов Борисоглебского летного училища на должность летчика - инструктора по технике пилотирования. В 1953 году ему досрочно присваивают звание «старший лейтенант». В этом же году он женится. Жена - Мария Федоровна. В 1954.году в семье рождается сын Владимир.

В 1955г. .Лесникова И.И. вновь повышают в должности: назначают командиром авиа-ционного звена. Служба в учебном полку идет успешно. Игорь постоянно добивается высоких результатов в обучении курсантов, является командиром отличного звена, отличником учебно-боевой подготовки. Летает много, жажда к полетам не ослабевает. Полеты - его стихия! Несмотря на молодой возраст, его ценят за профессиональное мастерство. В 1956 году ему присваивают очередное воинское звание «капитан», а в 1957 году награждают медалью «За боевые заслуги».

Как одаренного летчика капитана Лесникова ИИ. в 1958 году главком ВВС .направляет на испытательную работу в ГК НИИ ВВС на Чкаловскую. Игорь быстро входит в строй в новом коллективе испытателей. Быстро осваивает новые для . себя типы истребителей Су-9 и МиГ-21, приступает к испытательной работе. В эти же годы он поступает на заочное отделение Военно-воздушной академии. В 1959 году в составе войсковой части майор Лесников И.И. прибывает в г. Ахтубинск. Здесь в период проведения интенсивных испытаний истребителей-перехватчиков нового поколения в полной мере проявилось его летное мастерство в оценке новых самолетов как ОКБ «Сухого», так и ОКБ «Микояна».

В 1960 году майора Лесникова И.И. назначают на должность старшего летчика-испытателя, ему присваивают квалификацию летчика-испытателя 2-го класса. В 1961 году он оканчивает заочное отделение Военно-воздушной академии и получает специальность летчика - инженера. В семье рождается второй сын - Сергей. В 1962 году Игорю Ивановичу присваивают звание «подполковник». В 1963 году его назначают на должность заместителя командира, а в 1964 году - командиром 1 авиационной испытательной эскадрильи СЛИ. В те годы в части испытательная работа идет очень интенсивно. Среди лучших летчиков части командир АЭ - подполковник Лесников И.И. Он увлечен испытаниями новейшего истребителя-перехватчика Е-155, получившего впоследствии название МиГ-25П.

В 1966 году за большой вклад, внесенный в испытания новых боевых самолетов, подполковника Лесникова награждают орденом Красной Звезды.

В 1967году состоялся знаменитый авиационный праздник в аэропорту Домодедово. Там впервые были представлены опытные образцы боевых самолетов нового поколения . Среди других были показаны опытные Миг-25(Е-155), тройка которых прошла над летным полем на малой высоте, произведя фурор своими формами. Один из самолетов пилотировал летчик-испытатель подполковник Лесников И.И.

Генеральный конструктор Микоян А.А. очень доволен работой Лесникова И.И., сделавшего много полезных предложений по совершенствованию истребителя МиГ-25П, и предлагает военному летчику-испытателю выполнить рекордный полет на этом самолете. Никто не возражал. Всех устраивала эта кандидатура. Разве может летчик сам отказаться от такого предложения? Инженерные расчеты показывали реальность достижения рекордной скороподъемности на самолете МиГ-25П.

Игоря перед убытием в Жуковский для выполнения рекордного полета все поздравляли, желая успехов, скорейшего возвращения. Однако на его лице была грусть, необъяснимое предчувствие портило его настроение.

Рекорд не состоялся, а полет закончился катастрофой. Вот как описывает обстоя-тельства гибели Лесникова И.И. Герой Советского Союза, Заслуженный летчик - испытатель СССР В.Н. Кондауров в своей книге «Взлетная полоса длиною в жизнь»: «Совместные с промышленностью испытания МиГ-25П шли успешно, пока кому-то не пришла в голову мысль в честь наступающего юбилея - пятидесятилетия Советской власти - установить на нем мировой рекорд по скороподъемности. В спешном порядке мой командир, Игорь Лесников, вылетел на аэродром в Жуковский, не сомневаясь в успешном выполнении полета. Большая группа людей - конструкторы, летчики, инженеры, техники - со-бралась в месте, откуда хорошо просматривалась вся взлетная полоса. На ней стоял опытный самолет, облегченный до предела, с минимально необходимым запасом топлива для рекорда. Раздался грохот двигателей, внутри широко раскрытых реактивных сопел забушевало пламя, и «Фантомас», отпущенный с тормозов, слегка качнувшись, начал плавный, но быстро ускоряющийся разбег. После отрыва летчик прижал его для разгона скорости, а затем круто потянул вверх. Нужно было шестым чувством уловить момент начала такого перехода в энергичный набор высоты и суметь остановить истребитель на таком единственном угле тангажа, на котором двигавшаяся на увеличение стрелка указа-теля скорости остановилась бы и замерла как раз на запретной красной черте. Но она не остановилась, а продолжала ползти дальше. Появился левый крен. Летчик пытается устранить его. Крен нарастает уже с опусканием носа. Продолжая отклонять рули против кренения, летчик выключает форсаж, но поздно — скорость в отвесном пикировании не уменьшается. Земля рядом. Вот он, этот миг, когда ничего уже не исправить. Прыгать!!! Выдернуты держки, заработали системы катапультирования: специальные скобы захватили ноги, упиравшиеся в педали, и притянули их к креслу, сработали такие же захваты рук, а система притяга потянула плечи назад, прижав голову к заголовнику. Раздался хлопок, сверкнул и исчез фонарь, подброшенный пиропатронами. Органы чувств едва успели отметить все эти события, решающие сейчас для летчика почти все, как кресло уже стремительно ринулось вверх. Значит еще не все потеряно, значит еще есть один шанс из тысячи. Скорость, скорость, как хорошо, когда ты есть, но плохо, когда тебя слишком много. Воздушный поток огромной силы, обрушившийся после выхода кресла из кабины, не могли выдержать ни спецснаряжение, ни тем более человек. Этот короткий полет, вместивший в себя последние несколько десятков секунд жизни испытателя, произошел 30 октября 1967г.

«Реверс» элеронов - обратная реакция самолета на их отклонение из-за слабой жесткости крыла - начал проявляться сразу же, как только летательные аппараты стали подходить к высоким скоростным напорам воздуха. И ничего нового в этом явлении не было. Другое дело - знать, когда оно проявится именно на этом самолете. А узнав, установить такое ограничение по максимальной скорости, которое позволило бы летчику успеть исправить нарушенное ограничение до начала развития реверса. Благая мысль, но... нам так хотелось «летать быстрее всех»!

Ценой тяжелой потери был вскрыт этот недостаток. После этого на самолете устанавили дифференциальный стабилизатор.

Игорь Иванович Лесников погиб в расцвете сил. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Имя Лесникова Игоря Ивановича навечно занесено в скорбный список летчиков-испытателей, не вернувшихся из полета.

Полковник в отставке Р. Лазарев.


Scroll to Top