Помним всех поименно...

ИВАНОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ


Леонид Иванов родился в 1950 году. На радость родителям он рос здоровым и жизнерадостным, не докучал капризами. В школе учился хорошо, был прилежен, активен. И уже тогда он испытывал неукротимое желание, которое определило его дальнейшую судьбу - связать свою жизнь с авиацией. Он хотел быть летчиком и только летчиком. Твердый характер помог Леониду в достижении поставленной цели. Успешно сдав выпускные экзамены в школе, в 1967 году он поступает на учебу в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова.

Курсант Иванов Л.Г. после принятия военной присяги мобилизует все свои способности на успешное освоение учебной программы и летной практики. Он коммуникабелен, прост в общении, быстро находит взаимопонимание в коллективе. У Леонида прекрасно развита интуиция, он решителен и умеет убеждать. Воплощение мечты стать летчиком - это та реальность, которая зависела только от него. В 1971 году Иванов Л.Г. успешно заканчивает полный курс обучения в Качинском высшем летном училище. Ему присваивают офицерское звание «лейтенант», вручают диплом летчика-инженера и направляют в строевую часть для дальнейшего прохождения службы.

В истребительном авиационном полку Леонид Иванов проявил себя как дисциплинированный и исполнительный офицер. Он много летает и стремится совершенствовать свое летное мастерство. В полку он освоил все типы самолетов. Так реализовывалась его юношеская мечта о покорении неба. В 1975 году Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина (ЦПК) набирал дополнительную группу летчиков - космонавтов для обеспечения полетов многоразового космического корабля «Буран», создание которого уже шло полным ходом.

В ЦПК не могли не заметить активного молодого летчика. Его приглашают на обучение. Старший лейтенант Иванов Л.Г. сразу дал согласие на перевод в г.Звездный в группу летчиков-космонавтов. Вскоре группа в составе девяти лучших летчиков из строевых частей была направлена в г.Ахтубинск, где с сентября 1976 года по июль 1977 года проходила обучение в Центре подготовки летчиков-испытателей.

Затем в марте 1979 года уже майор Иванов Л .Г. с меньшей группой летчиков - космонавтов - испытателей повторно и на более длительный срок прибывает в г.Ахтубинск. Их прикомандировывают в службу летных испытаний (СЛИ) для подготовки до уровня летчика-испытателя 2-го класса.

Здесь летчики - космонавты много летают, особенно отличается Леонид Иванов. Он через год освоил все имеющиеся в СЛИ истребители и приступил к выполнению испытательных полетов по темам. Леонид за короткую летную практику осваивает 24 типа и модификаций самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-17, Як-28, Ту-124, Ту-134 и имеет большой налет. Только в 1979 году Иванов Л.Г. налетал на истребителях 194 часа. Это лучший показатель. Такой же налет был бы и в 1980 году, если бы не случилась беда.

Недостаточный опыт обучаемого не должен приводить к летному происшествию - знают все. И, несмотря на это, избежать катастрофы не удалась.

24 октября 1980 г. Леонид Иванов ушел в испытательный полет на самолете промышленности МиГ-23БК б/№ 09 со спецподвесками под крылом. Вот что об этом пишет Владимир Кондауров. «Для их испытаний в кабину установили пульт управления с целым рядом ламп сигнализации. Выполняя в воздухе тот или иной маневр, летчик должен был одновременно производить разные переключения на этом пульте, наблюдая за срабатыванием ламп. Когда самолет дорабатывался под испытания, пульт установили в неудобном для летчика месте: пилотируя правой рукой, левой нужно было дотянуться до правой части приборной доски. С другой стороны, в левой части, для него места не было. В такой обстановке опытный испытатель нашел бы компромисс с инженером и добился бы изменения в порядке включения тумблеров. Но то опытный, а Леня только начинал и готов был выполнять все точно по заданию. После ввода в горку, на перегрузке около пяти, он занялся переключениями на пульте и задержался на несколько секунд, упустив контроль за скоростью полета. Самолет, оказавшись с перегрузкой на скорости менее пятисот, свалился и вошел в плоский штопор с последующим помпажом двигателя. Высота 5000 м. В такой обстановке, очень сложной даже для опытного испытателя, майор Иванов мужественно делает четыре попытки по выходу из штопора, так и не прибегнув к катапульте, не использовав свой последний шанс. Им владела надежда, отчаянная надежда вернуться домой на крыльях». ("Взлетная полоса длиною в жизнь").

Имя Леонида Георгиевича Иванова навечно занесено в скорбный список летчиков - испытателей, не вернувшихся из полета.

О.Е.Мутовин Р.Н.Лазарев


Scroll to Top